Владелец воронежского киноклуба: «Это можно назвать благородным пиратством»
Илья Клюев рассказал «МОЁ!» о своих интересах и планах на будущее
Кино для него — не просто увлечение, а образ жизни. С детства влюбленный в большой экран, он прошёл путь от рядового зрителя до создателя собственного киноклуба.
Владелец киноклуба «Три скамейки» Илья Клюев рассказал «МОЁ!» о своих интересах и планах на будущее.
— Как возникла идея создания киноклуба?
— Ну, сама эта идея, идея киноклуба, она не то чтобы возникла, она как будто всегда была. То есть я с детства много кино смотрел, прямо с самого рождения. По VHS, по телевизору, в кинотеатре, где угодно. В подростковом уже возрасте, помню, ходил в киноклубы в своём родном Липецке. Даже у нас кто-то делал какие-то специальные показы. Мне нравилось такое времяпрепровождение. Я понимал, в чём прикол. Я хотел заниматься именно кинокритикой. Писать тексты, писать рецензии, обзоры, все такие вещи. Мне вот эта идея нравилась. Но в какой-то момент понял, что непосредственно стоять перед людьми, перед какой-то аудиторией, и рассказывать им про кино, потом это кино смотреть, ещё и вместе его обсуждать нравится намного больше. Нравилось рассказывать, нравилось делиться какими-то мыслями. Я чувствовал, что в этом я в своей тарелке.
— Как формируется программа киноклуба? Зависит ли она от запросов аудитории?
— Ну мне бы хотелось верить, что программа формируется в меньшей степени от запроса аудитории. В том смысле, что я обычно не стараюсь гнаться за хайпом, не стараюсь предугадать запрос или интересы аудитории. На самом деле легко ведь как-то подобрать такую программу в киноклубе, чтобы она в принципе выстреливала и чтобы больше людей приходило. В общем, это всё можно спрогнозировать, всё это можно сделать, но я всегда стремился отталкиваться именно от своего вкуса. Фильмы, которые показываю в киноклубе, мне самому интересно посмотреть и показать кому-то. Я надеюсь, что аудитория за этим и приходит. Они доверяют моему выбору. А я, соответственно, выбираю фильмы с той точки зрения, что мне интересно сейчас в кино. Допустим, вот интересен мне нуар, я начинаю про него больше читать, больше смотреть, больше думать, изучать что-то. Соответственно, я разрабатываю там на какой-то площадке программу именно нуарного кино. Это может быть какой-то режиссер, это может быть какой-то период, направление, да вообще все что угодно, фильмы самые разные. Но, конечно, все-таки все зависит от площадки. Разная аудитория и атмосфера. Мне интересно в кино абсолютно все. Нет, наверное, особо областей, которые вот просто хоть какого-то интереса у меня не вызывают. Поэтому мы смотрим русское кино, мы смотрим зарубежное кино, мы смотрим разные кинематографии. Азиатские, латиноамериканские, европейские. Мы смотрим аниме, мы смотрим просто анимацию, документальное кино, смотрим классику, смотрим современное кино, смотрим старое, смотрим новое, смотрим фестивальные хиты и что-то более популярное, что буквально каждый мог видеть по телевизору. Так что выбор богатый, и меня это привлекает. И думаю, что аудитория тоже этим привлекается.
— Кто основная аудитория? Как ты привлекаешь новых зрителей?
— Аудитория самая разная. Ко мне приходят студенты, приходят младшекурсники, старшекурсники. Приходят те, кто недавно выпустился. Приходит мой круг людей, приходят даже люди пожилые. В общем, все, кто интересуется кино. Каждый раз удивляюсь, насколько это разные люди — это разные взгляды, жизненный опыт, насмотренность. Плюс ещё надо понимать, что я этим занимаюсь лет пять, и некоторые люди приходят ко мне уже несколько лет. Аудитория развивается вместе со мной. Это тоже довольно интересные процессы. Как я привлекаю новых зрителей? Соцсети. Также площадки, у них есть своя аудитория. Главным образом коллаборации. Я приглашаю, допустим, какого-то известного человека, чтобы он вместе со мной кино представил.

— Как вы решаете вопросы с правами на показ фильмов? И вообще, с какими сложностями сталкиваетесь при организации киноклуба?
— Ну по поводу прав, это тоже зависит от формата показа. Когда я делаю большие премьеры в кинотеатре, конечно, там всё согласовывается с правообладателем фильма, с прокатчиком, заключается договор. Это происходит зачастую без меня, потому что есть кинотеатр, есть правообладатели, они там все подписывают — всё происходит официально. А когда я делаю маленькие киноклубные показы, то тут уже, строго говоря, конечно, это пиратство. Но это благородное пиратство в плане того, что я показываю Хичкока. Вот с кем мне надо согласовать права на показ Хичкока на 20 человек? Я надеюсь, никому, и это приемлемо. А когда я беру чей-то фильм, и я знаю, что он чей-то, и собираюсь на нём заработать с билетов, то, конечно, я всегда пишу правообладателю. Это может быть продюсер, если ему принадлежат права, это может быть прокатчик, если это его компания, это может быть сам режиссер.
— Как, на твой взгляд, изменился интерес к авторскому и артхаусному кино за последние годы?
— Сложно сказать, просто это такие все активные процессы. Да и плюс надо еще понимать, что это за выражение — «артхаусное кино», его границы очень раздвинулись. Иногда ты смотришь блокбастер, но понимаешь, что это авторское кино по сути, или смотришь совершенно артхаусный фильм, но его художественные методы настолько передовые, настолько они крутые и работающие, что через год ты можешь увидеть какие-то приемы или образы в фильме Marvel. То есть никогда не угадаешь, что именно является артхаусом. Бывают вот чисто хиты. Допустим, «Субстанция» (18+). Это же авторское кино, конечно, это авторское кино, но это и зрительский хит в том числе. Его посмотрели даже те, кто давно не ходил в кино или не интересуется вообще авторскими фильмами. Мне кажется, интерес всегда есть. Приходят новые люди. Всё больше и больше самых разных людей как минимум дают авторскому кино шанс, когда возвращаются к нему.
— Какие современные режиссеры и тренды в кино тебе интересны?
— Это очень широкий вопрос. Это я могу хоть час перечислять. Это реально очень большой список режиссёров, за которыми я слежу, которые мне интересны. То есть это и, скажем, такая попса, то, что интересно всем. То есть мне интересен Тарантино, куда уж без этого. Мне интересен Уэс Андерсон, что уж тут греха таить. Мне интересны Михаэль Ханеке, Пол Верховен, Паоло Соррентино. Плюс надо понимать, что некоторые режиссеры, вот особенно из российских, которые прямо сейчас снимают и творят, ну вот так мне повезло, что я не только показываю их фильмы и рассказываю про них, но мы еще и товарищи с ними. Например, с Александром Хантом, с Сережей Кальварским, с Виталием Сусловым, с Эдиком Жолниным. Все прекрасные режиссёры, я поддерживаю их, потому что у нас тут есть какая-то душевная близость. А в плане тенденций тоже мне столько всего интересно. Мне интересны всякие национальные кинематографии. Интересно, как сейчас к кинематографу получают доступ те, кто раньше его не имел. Мне интересно независимое кино, то есть мне интересно, когда режиссер имеет небольшие деньги. Это называется партизанским кинематографом, режиссёр сам ищет деньги, сам за все отвечает, сам всё делает, набирает команду без крупных бюджетов. Интересно смотреть, как режиссер выкрутится, что у него получится. Конечно, интересно дорогое кино. Когда у опытного режиссера есть огромный арсенал возможностей, огромная палитра, и он может делать всё, что угодно. Обилие возможностей — это тоже вызов.
— Какие у тебя планы по развитию киноклуба?
— Планов много. Мне нравится, что киноклуб сам себе развивается довольно органично. Всегда хочется просто делать лучше то, что и так уже есть. У меня такой формат, что я представляю фильм, потом идет обсуждение, и зачастую я стараюсь привести в Воронеж кого-то из команды фильма: режиссёра, оператора, актёра, то есть кого-то, кто работал над созданием. И мне хочется, чтобы это были более крутые гости, более известные, более интересные зрителям в том числе. Хочется, чтобы эти обсуждения проходили ещё более качественно и полезно, чтобы они были наполнены сильнее. То есть это зависит от того, насколько я глубоко подготовлюсь, насколько я интересные вопросы буду задавать создателю фильма, насколько хорошо я сам расскажу про кино. То есть даже вот эти базовые вещи просто хочется делать лучше. Хочется работать с разными площадками. Хочется пробовать разные форматы. Коллаборировать с другими ребятами и, так сказать, объединениями. И все это будет, все это и так есть. Все так идет потихонечку, но мне нравится, как людей становится больше, заинтересованных становится больше, больше фильмов, все чаще получается привезти режиссера, например, как-то интересно пообщаться. Я думаю, что дальше будет только больше. У меня в голове много планов. Просто радует, что в последнее время, последние годы я вышел на то, что вот этот киноклуб — это и есть то единственное, чем я занимаюсь. Постоянно работаю над киноклубом и думаю только о нем.
— Есть ли у тебя мечта, связанная с киноклубом? Например, собственный кинотеатр или фестиваль?
— Да, буквально это и есть мои мечты. Я постоянно сотрудничаю с площадками, но это не мои площадки. И это всегда накладывает некие ограничения, это всегда вводит свои особенности в работу, то есть я всегда так или иначе зависим от кого бы то ни было еще. Конечно, хотелось бы свою площадку. В идеале хочется свой кинотеатр. И главным образом мне его хочется, потому что я хочу, ну, моя мечта — иметь возможность показывать людям и самому смотреть кино в максимально идеальном виде. То есть лучший проектор, лучший звук, лучшие кресла, лучшая звукоизоляция, лучший экран. То есть вот чтобы кино по максимуму раскрывалось, мне хочется вот этот опыт испытать. Хочется, чтобы экран был больше, чтобы звук был мощнее. Это так банально звучит, но это же реально для кино важно. В принципе это хоть и звучит как что-то невероятное, но я думаю, всё это реально. Я люблю кинофестивали, да и музыкальные тоже. Это всегда большой праздник, это классно. Хочется такое, есть на это планы. Сначала что-то небольшое своими руками, потом, может быть, больше, крупнее. Такие мечты.
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-