Воронежский хореограф: «Люди приходят ко мне, чтобы почувствовать себя лучше»

Ульяна Саликова рассказала, как рождается танец и что в нём самое сложное

15.07.2025 12:31
1466

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте МОЁ! Online в
Воронежский хореограф рассказала об искусстве танца и трудностях в работе с учениками

Танец — это не просто движение, а история, которую рассказывают всем телом. 
Хореограф и педагог Ульяна Саликова поделилась эмоциями. В интервью она рассказала о том, что её вдохновляет, как нужно чувствовать танец и с какими трудностями она сталкивается.

Ульяна Саликова (в центре снизу) со своими учениками
Фото: из архива героини публикации

— Что для тебя профессия хореографа?

— Хореограф для меня — это проводник к познанию своего тела и своих возможностей. Знакомства с различной культурой танцев и ощущения себя в танце. Я помогаю почувствовать своим ученикам то, что ощущаю сама.

— Как начинался твой творческий путь?

— Ну, получается, вообще я начала танцевать с трёх лет. Потом на протяжении всей моей жизни я была очень тесно связана с хореографией и с танцами. После окончания танцевальной школы я решила, что на этом я не могу остановиться. Коллектив, с которым я танцевала, — это всего лишь избытки, так скажем, детства, и надо двигаться уже куда-то дальше. Тогда я решила пойти работать в танцевальную студию. Ощутить себя в этой сфере с другой стороны, обучать других людей и давать им почувствовать то, чем я живу. Почувствовать себя на сцене, артистом, почувствовать себя в танце. Касаемо вообще творческого пути, именно становления как хореографа, то я считаю, что мой путь только начинается. Я веду тренировки разного характера, это различные постановки и в классической хореографии, и танцев народов мира. У меня нет своего коллектива или ещё чего-то такого.

— Как ты выстраиваешь свои взаимоотношения с учениками?

— Поскольку я работаю не с маленькими детьми, а со взрослыми, преимущественно девушками, мой подход не воспитательный. Я скорее иду вместе с ними, а не впереди. Просто я знаю чуть больше. Естественно, я обращаюсь ко всем уважительно. Нет такого, что, если у кого-то что-то не получается, я могу повысить голос. Тем более все мы это делаем лишь на их личные результаты. Это не идёт ни на какие конкурсы. Я не готовлю их к Олимпиаде, они приходят ко мне для того, чтобы получить знания и почувствовать себя лучше. Поэтому я выстраиваю очень, так скажем, дружеские отношения с ними. Потому что мы пришли здесь за одной целью, и эта цель — здорово провести время.

— Какой видят тебя ученики? И как бы ты сама себя охарактеризовала?

— Мои ученики видят меня очень талантливой. С учётом того, что я гораздо младше некоторых учеников, думаю, что в какой-то мере я являюсь их центром стремления и восхищения. И они хотят быть похожим в чём-то на меня, придерживаться какой-то моей идеологии, быть отражением меня. Но они мной и являются, потому что я же их и обучаю. У каждого тренера есть свой подход. И всё равно даже позы, движения, которые уже на протяжении тысячелетий являются одинаковыми, каждый хореограф даёт как-то по-своему, даёт своё объяснение, свой подход, свои ассоциации к этому движению. Поэтому я считаю, что они видят во мне свою лучшую версию.

— Что вдохновляет?

— Вдохновлять меня может импровизация. Это вообще один из самых лучших способов — чтобы не было чётких установок, не было правил, не было отчётливого ритма. Просто то, как ты чувствуешь, так ты должен сделать. И это в дальнейшем тебя вдохновляет, то есть внезапно рождаются какие-то такие движения, которые потом ты можешь реструктурировать, куда-то применить их. И ещё очень важна музыка, безусловно. То есть какая-то идея в тебе может зацепиться или какие-то движения, которые являются акцентными. И после ты можешь придумать что-то уже своё с использованием этого вдохновляющего кусочка. Также это могут быть постановки других хореографов, это могут быть различные фильмы, это могут быть постановки в театрах.

— Какой любимый стиль танца?

— Вообще мой любимый стиль танца — это, естественно, балет и классическая хореография, поскольку это то, чем я занимаюсь всю жизнь. Это то направление, которое я могу явственно чувствовать, явственно понимать, всё до миллиметра, до положения корпуса. Но также я люблю и другие танцы, и что-то новое пробовать. Допустим, что-то более энергичное, например цыганские или русские народные направления, или что-то более спокойное, восточное, не знаю, какой-нибудь грузинский танец, тоже очень сдержанный, очень такой статный, я бы сказала, апломбный, если быть точнее. А так вообще классика.

— Какой момент во время подготовок к концертам запомнился больше всего?

— Вдохновляло меня то, что я выступала в роли постановщика, и люди ко мне 
приходили, чтобы научиться какому-то профессиональному танцу. Моя задача 
была в том, чтобы поставить то, что им было бы не стыдно станцевать, чтобы они могли это преподнести в красивой форме на сцене и после любоваться собой. То есть это требовало много раздумий о том, как это все сконструировать, сгенерировать и собрать все в одну кучу. Момент с подготовки, который мне больше всего запомнился, — это закулисье сцены, когда все друг другу помогают зашнуровываться, одеваться, краситься, делают друг другу прически, поправляют блёстки. Это было очень круто, одновременно заботливо и ответственно. В этом определенно есть магия.

— Собираете овации?

— В момент танца, конечно, больше реагируешь на то, как должна станцевать 
сама. Но теперь, когда я понимаю, что это ещё и моя постановка, ощутила 
большое напряжение и концентрировалась на том, чтобы девочки делали все 
вместе. И когда у них это получалось и все шло так, как мы отработали, я 
определенно чувствовала гордость за это.

— Что самое сложное в организации концерта?

— Самым сложным для меня было в этом концерте составить тот номер, который могут танцевать массы. Потому что у всех разные предпочтения. Сделать что-то такое, что может объединить людей и будет нравиться. Поставить то, от чего люди будут испытывать удовольствие, когда танцуют мою постановку.

— Если бы у тебя была возможность поставить номер с любым артистом или коллективом, кого бы ты выбрала и почему?

— Честно говоря, над этим я вообще не задумывалась, но, наверное, я хотела бы станцевать сегодняшний номер с каким-нибудь артистом балета в дуэте. Ещё мне интересно было бы попробовать себя в парных танцах и разучить несколько поддержек.

— Как ты переживаешь творческий кризис, бывает ли он у тебя?

— Да, творческий кризис бывает, но он больше связан не с тем, что у меня нет вдохновения. Был момент, когда я понимаю, что я никогда не смогу быть на сцене в качестве той маленькой девочки, которая танцевала. Что я уже не в той форме, что я уже за кулисами, что я превращаюсь в своего наставника, в своего хореографа. Я уже стою, считаю, топаю в ритм ногой и смотрю, чтобы все повернулись одинаково, чтобы поклон сделали вместе. Но я уже не там, не на сцене, я уже не ощущаю свет на себе, я уже не ощущаю зал, вот этого страха. У меня уже совсем другие переживания, и это меня вводит в какой-то кризис. Я больше не окажусь там, я уже с другой позиции на это всё смотрю!

— Что самое сложное в профессии хореографа?

— Самое сложное для меня в профессии хореографа — это подобрать ко всем подход. Попытаться за очень короткий срок объяснить всё человеку, который никак с этим не связан. Именно дать понимание танца, понимание харизмы. Ты не просто выполняешь движения, которые ты заучил, а ты должен их именно станцевать. Любое твоё движение — танец. Ты можешь ходить наигранно, а можешь ходить естественно. Понятие именно жизни и игры на сцене приходит вообще не сразу. Вы этим должны жить, вы должны рассказывать историю. Каждое движение, оно имеет какое-то обозначение. Даже в балете есть определённые знаки, которые заменяют разговор. Я вообще считаю, это надо писать на бюллетенях, чтобы было всем понятно, что сейчас изображает артист. Но в целом самое сложное — именно донести, что это нужно делать от души.

Автор:

Данила КАПИТМАН

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

Напишите свой комментарий

Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.

Народные новости