Воронежский пенсионер научил стадо белых коз правилам дорожного движения

Двадцать подопечных Эдуарда Агеева останавливаются перед пешеходным переходом и шагают на проезжую часть, только когда их пропускают автомобили

31.12.2014 19:45
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

4804
  

После того как осенью воронежские дорожники наконец-то достроили продолжение улицы Тимирязева, в Интернете начали появляться удивительные фотографии. В кадр видеорегистраторов стали регулярно попадать двадцать белых коз, которые со своим пастухом пересекали эту дорогу рядом с остановкой «Ул. Лобачевского» по всем правилам — через пешеходный переход. Это место находится на окраине Березовой Рощи, где с двух сторон идут поля, которые уже начали застраивать многоэтажками.

Найти хозяина стада не составляет труда: следы от козьих копыт ведут вниз на улицу Келлера, а там к самому неприглядному домику с кучей навоза у ворот. Через забор можно разглядеть довольно упитанных белых козочек в открытых стойлах. На воротах звонка нет, висит только старый почтовый ящик. Потом хозяин в разговоре не раз скажет, что через этот ящик ему удобнее всего поддерживать связь с миром.

Главного обитателя этого дома — пенсионера Эдуарда Агеева — соседи не любят. Нелюдимый он, но не это главная причина неприязни. На вопрос о его козах говорят, что жизни от них нет летом, потому что вонь от навоза стоит на всю улицу. Да и возле дома хозяева не убирают (пенсионер живёт со своей сестрой, тоже пенсионеркой). Накидали им под яблоню бутылок прохожие-алкоголики, эти бутылки так и валяются.

Когда мы после 15 минут упорного стука в ворота всё-таки вызвали пенсионера из дома, хозяин козьего стада с порога заявил, что писать про его коз незачем, так как стадо у него «не образцовое». «Но мы ж не для сельскохозяйственного журнала готовим статью!» — аргумент подействовал, и корреспонденту «Ё!» было разрешено пройтись вместе со стадом на место выпаса. Встречались мы с пенсионером Агеевым за день до снегопада, который завалил сугробами весь город, но снег тогда уже лежал. Новость о том, что коз куда-то поведут пастись, вызвала у нас недоумение.

— А чем же вы кормите этих коз? Куда вы их ведёте?

— Вот вы сейчас всё увидите. Но они умнее меня, найдут, чего есть. Им не надо указывать.

Больше всего мы опасались, что пастух погонит своё стадо к пока не засыпанному снегом полю озимой пшеницы. «Да вы что! Там же опытное поле!» — Эдуард Агеев варварских набегов своих козам не разрешает. На выпас мы все вместе отправились на окраину парка «Динамо». Возле того самого пешеходного перехода через улицу Тимирязева пастух крикнул: «Стой!» Первый козёл чуть было не занёс копыто на проезжую часть, но от окрика замер. Двинулось все стадо, только когда все машины затормозили, пропуская рогатых пешеходов.

Кроме команды «Стой!» козы Агеева ещё знают команду «На-на-на» — это когда нужно подозвать и угостить их чем-нибудь вкусненьким. Во время нашей встречи лакомством был овёс.

В стаде двадцать голов, все породы русская молочная: три взрослых козла и один маленький, остальные — козы и козочки. Причем все взрослые самки скотные, т. е. ждут пополнения. «Я не озабочен проблемой случки», — говорит пенсионер, объясняя плюсы содержания большого разнополого стада.

Ромео и Фигаро в одном лице

Самый крупный козёл с самыми большими рогами, по всему видно, в этой компании главный. Эдуард Агеев называет его то Царем, то Королем, то Фигаро.

— Так как его зовут?

— А как хочешь, так и называй. Или Ромео могу назвать. Очень интересно жить, когда слова радостные, бодрящие. Говорю им ещё «козлятушки-ребятушки», тоже из сказки. Всё по закону Божьему.

— То есть в Бога вы верите?

— Смотря что подразумевать под Богом…

— Как что, а какие могут быть версии?

— У меня образный подход. Потому что куда ни возьмись — везде всё не просто так. Если глянуть с первого взгляда — хаотично, а если разбираться более подробно, с научной точки зрения, то это закономерность.

Вот такая логика.

Сгущенка и 6 часов дойки

Тем временем белые упитанные козы уминали сухие листья с земли и обгладывали дубовую поросль. «Усталость в дубраве не чувствуется, — рассуждает по дороге Эдуард Александрович. — Легко и весело, дубы действуют на сердце. А вот если их не будет (он показывает на своих коз палкой, которая у него в руках), то все здесь зарастёт и бурелом будет».

Кстати, эта самая палка оказалась сложенной косой. Удивляться пришлось в очередной раз: что можно зимой в лесу косить? Оказалось, ходит Агеев к ему одному известной поляне, где еще стоит сухая высокая трава. Её и косит. А летом еще и подсаживает растения в дубраву, чтобы потом было что козам щипать.

Соседи рассказали, что в этом году Агеевым не удалось заготовить сена на зиму и поэтому они решили коз продавать, но боятся продешевить. Сам же хозяин не подтвердил информацию про дефицит корма («Они сами еду найдут!»), зато про продажу действительно думает. Его аргумент — тяжело ухаживать за таким поголовьем. Только дойка всех его коз занимает шесть часов! Труд адский, болят руки, трескается кожа на пальцах. Получается за раз ведро молока. Его пьют, делают из него сметану, сыр, варят с сахаром как варенье и получают сгущенку.

— Кормилицы наши, — говорит Агеев. — Но это просто нищета заставила их держать, понимаете. Вопиющая нищета.

Эдуарду Александровичу за 70 лет. Раньше он работал землеустроителем, или генпланистом. Судя по его словам, без конфликтов на работе не обходилось. Сестра долгое время работала воспитателем в детском саду. На окнах в его домике не видно штор, а участок огорожен покосившимся забором — достатка тут действительно не заметно.

Козлёнок за 200 долларов

Первых коз завели они примерно десять лет назад. С того времени стадо разрослось, и теперь постоянно Агеевы содержат примерно 20 голов. Своих коз, конечно, режут на мясо. Но, как говорит Эдуард Александрович, жалко очень. Поэтому решили продавать. Вроде бы даже объявление дали где-то в Интернете. Но никто не звонил пока.

Соседи же рассказывают, что разговоры о продаже коз идут давно, но хозяева своих подопечных не отдают. Летом у них хотели купить козу на мясо рабочие из Узбекистана, которые работали на стройке по соседству, но Агеев им дверь так и не открыл.

Пока наш собеседник рассуждал про отсутствие спроса на его скотину, появился потенциальный покупатель. У входа в парк нас на авто догнал мужчина, которому, как выяснилось, очень нужен как раз такой козлёнок, как в стаде у Агеева. Эдуард Александрович вроде бы обрадовался покупателю и адрес свой дал, но потом загнул такую цену, что опять всех удивил. Мол, 200 долларов козлёнок! По нынешнему курсу это больше 11 тысяч рублей. Если верить воронежским сайтам частных объявлений, за эту цену можно купить молочную козу с козлом и ещё козлёнком в придачу.

Приусадебный участок не для автостоянок

— Соседи ваши не очень одобряют ваших животных. Вы знаете об этом?

— Да, они вот по улице ниже Пятигорская, Келлера говорят, что мы «стонем от коз»! Уличком мне передаёт, «стонут они». Вроде запах от них.

— А у вас какой аргумент?

— Люди ж не понимают ничего. Вот они сейчас едят что? Листья, веточки. А тут если сейчас их не будет, все зарастет, пройти нельзя будет. Бурелом. И вообще, приусадебный участок давали не для того, чтобы машинами дымить там, а чтобы хозяйство содержать.

Напоследок, прощаясь с Агеевым, мы поинтересовались, чувствует ли он себя жителем города-миллионника.

— Я как бы отверженный от города, — без всякой грусти сказал Агеев. И попросил кинуть номер газеты в его почтовый ящик, когда статья про него выйдет. — Мнение братьев по разуму должен знать. Я же не один на свете…

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.