Жительнице Воронеже присудили 200 тысяч рублей за волокиту со стороны мэрии

В Воронеже приняты первые два решения по новой статье закона, которая присуждает истцам компенсацию, если местные органы власти тянут с исполнением решения суда

18.08.2017 15:49
МОЁ! Online
3

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

3525
  

Мария Петровна, жительница одной из двухэтажек на улице Карпинского, ждёт положенного по суду капитального ремонта своего дома уже семь лет. Здание 50-х годов постройки до 2011 года не ремонтировали ни разу. За это время в нём прогнило, покосилось и осыпалось всё, что можно. В 2010 году несколько жителей дома, в том числе и Мария Петровна, обратились в суд Центрального района, требуя, чтобы мэрия привела их дом в порядок. Напомним также, что по статье 16 Закона о приватизации бывший наймодатель (то есть в данном случае муниципалитет) обязан произвести капитальный ремонт дома, даже если квартиры в нём приватизированы, главное — доказать, что на момент приватизации многоэтажка уже в нём нуждалась.

Районный суд с доводами Марии Петровны и её соседей согласился, в 2011 году начались работы. Кто бы мог подумать, что они по сей день не закончатся!

Горе-ремонт

В 2011 году дом на Карпинского обследовала комиссия из воронежского строительного университета. А вскоре подрядчик начал ремонт кровли, электроснабжения.

— Деньги были выделены немалые, — рассказывает Мария Петровна корреспонденту «Ё!», — но крыша стала течь сразу, как кончился ремонт. Оказалось, кровельные листы горе-мастера положили не внахлёст, а встык, а щели заполнили монтажной пеной, что не соответствует СНИП. В итоге в эти щели стала затекать вода. На следующий год они ещё что-то подлатали на своё усмотрение, так же «добросовестно».

Рассказ Марии Петровны можно было бы назвать «особенности национального капремонта домов». Многие пункты, о которых упомянули специалисты ВГАСУ в акте обследования, вообще «не заметили».

— Например, требовалось заменить деревянный накат, то есть пол на чердаке, который прогнил, — продолжает наша собеседница. — Никто пальцем не пошевелил, и в итоге в квартирах второго этажа штукатурка с потолка стала падать прямо жильцам на головы.

Несмотря на кучу недоделок, исполнительное производство по делу о капремонте в 2012 году закрыли. Однако Мария Петровна решила заставить чиновников отремонтировать её дом по-человечески. Она добивается возобновления исполнительного производства. Юристы мэрии под разными предлогами пытались его снова закрыть, просили суд об отсрочке. Один из аргументов городских властей — дом собираются сносить в 2022 году, какой смысл его ремонтировать? Но усилиями нашей героини, которая стала постоянной посетительницей в судах, прокуратуре, службе судебных приставов, производство не прекратилось.

— Как они собираются признать аварийным дом, где хоть и плохонький, но сделали ремонт? — удивляется женщина. — Он ещё сто лет простоит, если работы провести с умом.

Плата за нервотрёпку

Тем временем ремонт так и не возобновлялся. В 2015 году приставы начали штрафовать мэрию за неисполнение решения суда. Городским властям пришлось раскошелиться на четыре штрафа общей суммой 180 тысяч рублей. А в этом году Мария Петровна с помощью правозащитника Ильи СИВОЛДАЕВА подала в облсуд новый иск — о присуждении ей компенсации за моральный вред в связи с затягиванием в исполнении решения суда.

— Есть Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», — пояснят нам Илья Сиволдаев. — Раньше на неё могли рассчитывать только те заявители, которым суд постановил выплатить определённую сумму денег. А с нового года закон распространяется и на споры имущественного характера, то есть когда власть обязуют провести ремонт, предоставить квартиру или участок земли.

Кстати, первое решение по новому закону касалось как раз квартиры. 13 июля суд Воронежской области обязал мэрию выплатить 70 тыс. рублей компенсации инвалиду, которому администрация 17 месяцев искала квартиру по договору социального найма. А 25 июля облсуд вынес решение о компенсации Марии Петровне — 200 тысяч рублей.

— По первому делу администрация подала апелляционную жалобу, однако деньги мужчине-инвалиду уже перечислила — такие решения требуют немедленного исполнения, — рассказывает Илья Сиволдаев. — Думаю, похожая ситуация будет и у Марии Петровны. Но, скорее всего, эти жалобы останутся без удовлетворения, итоговые суммы и так в несколько раз меньше тех, что были заявлены в исках.

Кстати, имя нашей героини мы изменили по её требованию. Она боится, что на компенсацию станут претендовать соседи. Впрочем, Илья Сиволдаев считает её страхи напрасными — деньги положены именно ей за нервотрёпку и потраченное время и силы в борьбе с проволочками. При этом соседи, вместе с ней подававшие в суд, также могут претендовать на свои компенсации.

Городские власти частенько заявляют о дефиците бюджета. И это правда. Но ведь в данном случае всё равно пришлось заплатить немалые средства — сначала почти 200 тысяч штрафа, затем столько же в качестве компенсации. И ведь это не отменяет необходимости капремонта дома на Карпинского. Так, может, рациональнее было бы эти деньги на него и направить?

Комментарий мэрии

Из городского управления ЖКХ нам прислали письменный ответ на запрос, в котором подтвердили, что решение суда по компенсации за волокиту будут обжаловать. По поводу затянувшегося капремонта нам сообщили, что в 2011 МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» заключило контракт с подрядчиком ООО «Нефта-Камень» на проведение работ. В итоге в 2011 — 2012 годах в доме отремонтировали кровлю, системы электроснабжения, отопления, канализации, водоснабжения, провели некоторые общестроительные работы. Когда же в ремонте обнаружились недостатки, «ГорДЕЗ» через арбитражный суд потребовал у подрядчика их устранить. Но вскоре оказалось, что ООО «Нефта-Камень» (кстати, судя по юридическому адресу, «прописанная» в Смоленске) стала банкротом.

Также в официальном ответе мэрии отмечается, что дом на Карпинского подлежит сносу на основании муниципальной адресной программы «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж». У города есть даже договор с ООО «Черноземспецстрой» о развитии застроенной территории квартала, ограниченного переулком Политехнический — улицей Елецкая (правда, сроки реализации этого проекта в ответе не указаны — Ё!). Договором в том числе предусмотрен снос ряда домов и расселение жильцов. А по закону капремонт домов, подлежащих сносу в ближайшие 10 лет, проводится только в порядке исключения, и то в минимальном объёме — чтобы жизни жильцов ничего не угрожало.

Что касается капремонта в целом, нам сообщили, что на исполнении в управлении ЖКХ сейчас находится 33 судебных решения о возложении на администрацию города обязанности по проведению капитального ремонта в отношении 34 многоквартирных домов. Ремонт проводится «в пределах бюджетных ассигнований на эти цели».

«Принимая во внимание то, что проведение работ капитального характера требует значительных финансовых затрат, а ежегодно выделяемый из бюджета объем финансирования в связи с дефицитом бюджета недостаточен для их своевременного исполнения, капитальный ремонт вынужденно проводится в течение нескольких лет», — сообщили нам в управлении ЖКХ.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.