«Умный дом», «умные светофоры» и метро — что из этого на самом деле построят в Воронеже японцы

Визит в наш город министра экономики Японии вызвал большой ажиотаж. Корреспонденты «МОЁ!» постарались разобраться, смогут ли японцы помочь Воронежу в улучшении городской среды

28.04.2017 22:58
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

20577
  

«Японцы построят в Воронеже метро». К такому убеждению пришли после просмотра федеральных новостей не только воронежцы, но и жители всей России. Наш город очень часто упоминался в контексте визита в Россию премьер-министра Японии Синдзо Абэ.

Глава правительства Японии посетил Москву и встретился с президентом России Владимиром Путиным. По итогам переговоров было подписано семь межведомственных и межрегиональных документов о российско-японском сотрудничестве.

Японская сторона, как сообщили федеральные СМИ, в частности, показала Путину видео, в котором излагается план превращения Воронежа (как пробной площадки) в «город будущего». Японцы предлагают побороть пробки с помощью системы интеллектуальных светофоров, построить «здоровое жилье» с высокой теплоизоляцией и перепланировать городскую среду. В этом контексте федеральные СМИ сообщили, в частности, и о том, что японская сторона планирует построить в нашем городе метрополитен.

А на следующий день после встречи Владимира Путина с Синдзо Абэ — 28 апреля — в Воронеж прибыл с визитом министр экономики, торговли и промышленности Японии (по совместительству министр по делам сотрудничества с Россией) Хиросигэ Сэко. Министр экономики Японии, без сомнения, очень высокопоставленный чиновник. Достаточно сказать, что по объёму валового внутреннего продукта на душу населения Россия занимает 73-е место в мире, а Япония 25-е. Поэтому в ходе его визита корреспонденты «МОЁ!» постарались максимально подробно разобраться, какие новости о превращении Воронежа в «город будущего» правда, а какие — плод фантазии.

Премьер-министр Синдзо Абэ и президент Владимир Путин. Фото Президент.РФ

Почему вдруг активно заговорили о сотрудничестве России и Японии?

После распада Советского Союза Российская Федерация унаследовала советско-японские отношения. Как и раньше, главной проблемой на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами остался спор о принадлежности Курильских островов.

В 2010 году российско-японские отношения обострились. Будучи президентом России, Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства. Российский МИД заявил, что такая реакция недопустима, так как Курилы — часть территории России. Безусловно, это не говорит о том, что между двумя странами нет экономического сотрудничества. Но потепление на политическом поле наметилось только в декабре 2016-го — во время двухдневного визита президента России в Японию.

Так, к примеру, было принято решение о начале переговоров по созданию особого режима совместной российско-японской экономической деятельности на четырёх островах Курильской гряды. Ещё один результат двух дней российско-японских переговоров — внушительный пакет соглашений о сотрудничестве.

Почему Воронеж выбрали в качестве «города будущего»?

В ходе подготовки визита Владимира Путина в Японию стало известно, что профильные министерства Японии и России в рамках реализации плана по развитию российско-японского сотрудничества отобрали 30 проектов. Воронеж, как сообщили СМИ, стал площадкой для реализации пилотного проекта по созданию новой городской среды с использованием японских технологий.

— Эксперты обеих сторон по градостроительству сравнили разные города России по объёму населения или по задачам, которые стоят перед каждым городом. И выбрали такой город, где наиболее необходимо или полезно внедрить японскую технологию, — пояснил осенью 2016 года Хиросигэ Сэко. — Общая оценка показала, что Воронеж подходит как первый пилотный город. Никаких политических соображений здесь не было.

В ходе нынешнего визита господина Сэко в Воронеж корреспонденты «МОЁ!» пытались выяснить, почему именно в Воронеже необходимо или полезно внедрить японские технологии. К сожалению, ясности пока не прибавилось. Первый секретарь отдела информации Хироэ Такахаси вежливо извинилась и порекомендовала написать запрос в экономический отдел посольства Японии в России.

Министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко и губернатор Алексей Гордеев. Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.

Какие проекты японцы уже реализуют в Воронеже?

Два из трёх проектов, которые презентовали японской делегации в ходе визита в Воронеж, честно говоря, не очень похожи на обещанное создание «новой городской среды».

Первый проект — сокращение пробок с помощью «умных» светофоров. Речь идёт о системе, которая объединит 34 перекрёстка на Московском проспекте и в Северном районе. Система в режиме реального времени будет оценивать транспортные потоки. И светофоры будут «подстраиваться» под транспорт — то есть где-то время горения зелёного света будет увеличиваться, а где-то сокращаться. Ничего принципиально нового в этом нет. Такие автоматические системы управления дорожным движением уже внедрены в некоторых крупных городах России.

Второй проект тоже не таил в себе чего-то фантастического. Рядом с бассейном ВГАСУ на улице 20-летия Октября Хиросигэ Сэко и Алексей Гордеев символически заложили памятный камень, на месте которого к концу августа нынешнего года планируется построить опытный образец «умного и здорового дома». «Цель данного проекта — выработка стандартов для «умного и здорового дома», применимых к условиям городской среды российского мегаполиса, и дальнейшее распространение идеологии таких домов в России», — говорится в сообщении правительства области. «Пилотный» дом построят японская Nice Corporation и воронежский «Домостроительный комбинат». На проекте, который презентовали губернатору и министру экономики Японии, был изображён обычный с виду коттедж.

Хиросигэ Сэко и Алексей Гордеев открывают памятный камень на месте, где построят «умный дом». Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.

Корреспонденты «МОЁ!» поинтересовались у заместителя директора ДСК Андрея Соболева, почему же этот дом можно считать «умным и здоровым». По словам нашего собеседника, «умным» дом будет потому, что в нём предусмотрят систему климат-контроля и контроля за расходованием коммунальных ресурсов (например, при достижении комфортной температуры в помещениях зимой такой коттедж автоматически отключает систему отопления). А «здоровым» дом назвали благодаря использованию в отделке натурального дерева. То есть в целом пока тоже ничего экстраординарного. Такие дома давно строят многие обеспеченные люди  в России.

Проект «умного дома». Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.

Какой проект метро презентовали японцам?

И наконец, третий и самый загадочный проект — «реновация городских территорий на основе транзитно ориентированного проектирования». На площади перед вокзалом «Воронеж I» Хиросигэ Сэко и Алексея Гордеева ждал проект воронежского метрополитена и проект реконструкции вокзала «Воронеж I».

Проект, как вы видите на фото, довольно детально проработан. На нём есть четыре линии метро. Линии первой очереди — Московско-Автозаводская и Курско-Усманская. И ещё две безымянные. Московско-Автозаводская линия связывает друг с другом район ВГУ и Сити-парк «Град». Курско-Усманская — улицу Остужева (район предполагаемого строительства вокзала «Воронеж III») и центр города. В центре линии будут проходить под землёй, в других местах — по проезжей части или по эстакадам.

Проект метро, который представили японской делегации. Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.

Презентовавший проект гостям из Японии вице-мэр Вадим Кстенин был очень убедителен. Он рассказал даже, что существующий трамвайный ярус Северного моста позволит сэкономить 7 миллиардов рублей, так как не потребуется строительство метромоста через водохранилище.

В районе вокзала, как рассказал Вадим Кстенин, предполагается разместить крупнейший в городе пересадочный узел, в который будет входить станция метро в районе Первомайского сада. Эту станцию планируется соединить с вокзалом подземным тоннелем…

То есть японцы всё-таки построят в Воронеже метро?

 

Нет.

 

А что они тогда сделают?

Как рассказал «МОЁ!» встречавший японскую делегацию глава Воронежа Александр Гусев, смысл совместной работы в другом. Концепция создания в Воронеже внеуличного транспорта существует уже более 5 лет (в своё время «МОЁ!» первой опубликовала проект создания внеуличного транспорта). И сейчас, как пояснил мэр, городские власти берут на себя обязательства проработать концепцию более детально. Например, рассчитать, сколько же в сегодняшних деньгах с учётом переноса коммуникаций будет стоить прокладка тоннелей и виадуков и строительство депо.

План метро, который представили японской делегации. Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.

А японская сторона займётся проектом редевелопмента. Что же это такое? Дело в том, что и метро, и скоростной трамвай — транспорт больших пассажиропотоков. Между тем в Воронеже нет чётко ограниченного делового центра и промышленных районов, к которым бы требовалось подвозить большое количество пассажиров в режиме нон-стоп. И японские специалисты, получив схему метро и изучив центр города, выскажут свои предложения по переустройству центра Воронежа. Проще говоря, где вместо жилых домов стоит построить деловые и торговые центры и новые предприятия — так, чтобы город с таким метрополитеном стал удобным и избавился от пробок. Или как объединить с ныне существующими центрами схему метро.

Но всё это, конечно же, больше похоже на небезызвестные сны Веры Павловны…

Неужели на метро совсем нет надежды?

Наоборот. Именно надежда сейчас как раз появилась. Как признался Александр Гусев, городские власти рассчитывают на то, что благодаря вниманию японцев к переустройству Воронежа на концепцию запуска в нашем городе скоростного внеуличного транспорта наконец-то обратят внимание федеральные власти. И, может быть, когда-нибудь в будущем федеральный центр перестанет считать строительство метро в Воронеже научной фантастикой. И начнёт финансировать этот проект.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.