Воронежцы так и не научились в кризис экономить на продуктах, и поэтому тратят сбережения

Корреспонденты «МОЁ!» выяснили, торговые сети заставляют нас покупать больше и как можно обойти эти уловки

25.04.2017 16:59
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

7620
  

Не менее 5 лет потребуется россиянам для того, чтобы вернуться к уровню жизни конца 2014 года. И это лишь при условии, если в экономике страны в нынешнем году начнётся обещанный рост и дальше её не будет «трясти». Такой вывод можно сделать из докладов экономистов и представителей крупных торговых сетей на медиа-форуме ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), на котором побывал корреспондент «МОЁ!». На форуме представители известных исследовательских компаний, таких как «Ромир» и «Sberbank CIB», поделились последними наблюдениями за тем, что происходит с финансами россиян. Эти компании уже давно с помощью социологических исследований и статистики создают портрет современного покупателя.

Портрет сегодня выходит очень интересным. Покупатель всячески старается экономить, и в поисках низких цен обходит сразу несколько магазинов. Однако потом устаёт от экономии, «срывается» и во многих случаях начинает тратить на покупки сбережения.

Потребительские ожидания в глубоком минусе

Если в 2011 году 32% россиян смело могли себе позволить не экономить на покупках, то сейчас доля тех, кто открывает кошелёк не глядя, снизилась вдвое — до 16% от всех покупателей. Это последние данные исследовательского центра «Ромир».

Причём, несмотря на то, что уровень инфляции сегодня далеко не такой высокий как в 2015-м, именно сейчас, как рассказали сотрудники «Ромира», так называемый индекс потребительских ожиданий находится в глубоком минусе. Этому нашлось объяснение. Россияне привыкли воспринимать кризисы как нечто непродолжительное по времени. И поэтому почти весь 2015-й год ждали, что спад в экономике вот-вот закончится, и на смену ему придёт рост. А в начале 2016-го осознали — чтобы вернуться к прежнему уровню жизни, потребуются годы. И начали вырабатывать собственные модели экономии.

Покупатели голосуют ногами

В целом, как выяснил «Ромир», всех экономящих можно разделить на четыре группы — оптимизаторы, рационалисты, черри-пикеры и запасливые.

Оптимизаторы это покупатели, которые пытаются экономить путем перехода на более дешёвые товары и бренды, часто покупают товары собственных торговых марок сетей. Рационалисты это те, кто в кризис начал обходить большее количество магазинов вокруг дома. В каждом из этих магазинов покупатель ищет лучшие ценовые предложения. В одном магазине он приобретает макароны, в другом — рыбу, в третьем — сливочное масло… «Черри-пикеры» — это калька с английского языка (дословно «снимающие вишенку с торта»). Так экономисты назвали россиян, которые приобретают товары и продукты по акциям. И, наконец, запасливые — это те, кто начал реже ходить в магазины и больше покупать.

Ловушки для экономных

Как вы думаете, дорогие читатели, какая стратегия экономии оказалась самой действенной? Автор этих строк полагал, что рационализаторская (покупки в разных магазинах). Однако из разговоров с экономистами и представителями торговых сетей на медиа-форуме АКОРТ стало понятно, что на самом деле экономят запасливые. То есть те, кто посещает магазины нечасто, но покупает много.

Для всех остальных — тех, кто приходит в магазины почти каждый день, — ритейл давным-давно придумал милые хитрости, которые заставляют покупателей тратить больше денег.

Так, к примеру, средний чек показывает, что оптимизаторы, которые ищут в разных магазинах самые низкие цены, покупая нужный товар, в большинстве случаев прихватят что-то ещё. А так как такие покупатели вместо двух магазинов теперь обходят пять, то и траты у них на самом деле не уменьшились. Для любителей акций торговля приготовила другое испытание. По словам сотрудников торговых сетей, на самом деле большинство покупателей не выходят из гипермаркета только со связкой «акционных» бананов по 39 рублей, а приобретают в том же магазине множество других продуктов, которые продаются с обычной наценкой.

«Надоело экономить, буду тратить последнее»

И ещё один любопытный вывод сделали исследователи «Ромира». Если вкратце — россияне за прошедшие два года не очень-то научились себе в чём-то отказывать. В 2015-м и 2016-м одинаковую по составу группу потребителей спросили, на чём они планируют экономить в связи с ростом цен и падением доходов. Тогда многие россияне были преисполнены решимости отказаться от походов в кинотеатры, кафе и рестораны, путешествий.

Однако в 2016-м доля тех, кто реально отказался от всего вышеперечисленного, оказалась ниже. Например, экономия на походах в рестораны и кафе, которую планировали 20% опрошенных, подтвердилась только у 8%. То же с путешествиями. В основном, как показали опросы и данные самой торговли, россияне пока экономят на новой одежде и обуви. Конечно, как отмечают исследователи, не отказавшись от походов в кафе, россияне стали оставлять там меньше денег. А вместо Турции многие выбирают курорты Краснодарского края. Однако на фоне сокращения реальных доходов экономисты предполагают, что многие россияне, чтобы сохранить привычный уровень жизни, начинают тратить сбережения.

В ТЕМУ

Какие ещё приёмы позволяют торговым сетям продавать больше

Много лет назад, задолго до появления супермаркетов и гипермаркетов в России, за рубежом были изобретены различные хитрости, заставляющие покупателей подойти на выходе из магазина к кассе с как можно большим количеством товаров. Зная об этих приёмах продавцов, можно научиться делать покупки более взвешенно. Вот основные из них.

  • Огромная тележка. Если мы везём полупустую тележку, то чисто на уровне подсознания возникает желание её заполнить.
  • Вкусные запахи. Во многих супермаркетах кондитерские изделия находятся у входа. Запах свежей выпечки активирует слюнные железы, и разыгравшийся аппетит заставляет нас купить больше продуктов, чем мы планировали.
  • Расположение отделов. В большинстве случаев стеллажи в супермаркетах расставлены так, чтобы на пути к продуктам первой необходимости (хлебу, молоку) нужно было пройти мимо полок с «необязательными» товарами — соусами, вареньем, сладостями.
  • Магия цифры 9. Каждый из нас понимает, что 199 рублей — это почти 200. Но почему-то сэкономленный рубль делает покупку более соблазнительной. При этом в большинстве случаев он даже и не сэкономленный. В соседнем магазине тот же товар может стоить не 199, а, к примеру, 185 рублей.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.