Воронежский тамада с 18-летним стажем: «На моих свадьбах молодожёны пили воду из Дона!»

77-летний воронежец Владимир Сорокин считает себя первым официальным тамадой Воронежа, за свою творческую карьеру он провёл больше тысячи свадеб, несчётное количество выпускных и детских праздников

21.05.2015 15:11
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

5573
  

«Один из миллиона» — совместная рубрика газеты «Ва-банкъ-Воронеж» и портала «МОЁ! Online».

С Владимиром Константиновичем Сорокиным мы познакомились во время празднования 70-летия Победы. Он пришёл на площадку «МОЁ!» на проспекте Революции, где работала зона «свободного микрофона», и прочитал своё стихотворение о военном детстве. 77-летний поэт сделал это мастерски, как профессиональный актёр, и сорвал заслуженные аплодисменты. Тогда же пенсионер рассказал, что он 11 лет играл в народном театре, разработал какую-то методику излечения от недугов, поучаствовал в «Битве экстрасенсов» и за свою жизнь провёл больше тысячи свадеб!

Через неделю мы уже были в гостях у Владимира Константиновича и слушали его рассказы про свадьбы в разработанном им «русском стиле» и свадебные обряды.

— Итак, в 1977 году меня пригласили в горсиполком, чтобы в городе Воронеже организовать салон свадебных торжеств, — рассказал Владимир Константинович. — Так как появились эти салоны в Москве, Санкт-Петербурге, а в нашем городе ещё не было. Поскольку Нелли Серафимовна (Павлова. — Ред.) была членом партии, её сделали заведующей, а я был как исполнитель. Меня пригласили, потому что я писал стихи, они были опубликованы в «Молодом коммунаре». Написал сценарий, очень интересный! Начинал свадьбу примерно так:
«Молодые — на порог,
подавай свекровь пирог!
Хлебом солью угощайте,
молодых скорей встречайте.
Тёща, тоже поспевай!
Чашу с мёдом подавай!
И отцам при деле быть -
Молодым вина налить!
Ну а гости — что стоите?
Гости, гости, шире круг!
На руках свою невесту
в зал несёт её супруг».


— Из чего состояла ваша развлекательная программа?

— Первое — это, конечно, застолье, а потом шли танцевальные отделения: «Молодые заказали танец вальс для них играть/ А гостей мы приглашаем вместе с вами танцевать!» У меня было два шикарных оркестра и две дискотеки, сам за свадьбу (праздновали по два дня) пел вживую по 100 песен! Тогда не было «фанеры». И конечно, конкурсы были. Но не такие, как сейчас. Сейчас все немножко безалаберно, некрасиво. Совершенно ни к чему.

 

 

Проводил свадьбы Сорокин с 1977 до 1995 год. Почти десять лет вёл «Книгу отзывов», под которою приспособил общую тетрадь в клетку. Пролистывая страницы гроссбуха, тамада отмечает даты и места свадеб: «Владимир Константинович, так держать! 79 год», «...филиал столовой 60 на левом берегу». «...кафе «Русские блины», 79 год». «... Электросигнал», «... Электроприбор», «...кафе «Былина», «...столовая № 5», «...Ивушка».

— Самая лучшая столовая — это, конечно, Дом офицеров и столовая обкомовская (на проспекте Революции), — вспоминает Владимир Сорокин и зачитывает один из отзывов из своей толстой тетрадки. — 82-й год, столовая ТМП: «Владимир Константинович, вы отлично танцуете, и мы с удовольствием пригласим вас на наше 25-летие, которое будет, как мы уже подсчитали, в 2007 году. Огромное спасибо!»

Отзыв тамаде очень нравится, хоть молодожёны и не сдержали слово и не пригласили на юбилей. Забыли, наверное, а может, их семья и не продержалась четверть века.

Донская вода и равноправие в семье

— У меня был очень интересный тост-полуобряд. Я предлагал выбрать главу семьи и спрашивал у гостей, кто же им будет. С этой стороны кричат и ногами стучат, например, «Оля-Оля-Оля!», с другой — «Сережа-Сережа-Сережа!». Наконец-то, когда все успокаивались, я говорил, что решать этот вопрос мы будем, как его решали много-много лет тому назад - с помощью каравая. Подношу его молодожёнам, они его ломают, как правило ломается пополам. И тут я говорю «Тост за равноправие!» Секрет был в том, что, пока я нёс каравай, снизу посередине прокалывал незаметно вилкой!

Разламывание каравая сопровождалось стихами собственного сочинения тамады, как и вся остальная свадьба. Из-за одного из таких своих свадебных произведений его даже вызывали в обком партии.

— На одной из моих свадеб были среди гостей жители Ростова-на-Дону, и им очень понравилось вот такое действо. Пока все поздравляли молодых, я подбирал из гостей, конечно, симпатичную девушку и вручал ей расписное ведро с водой. А дальше шли мои стихи:
«Ну-ка, ну-ка, расступитесь!
Вдруг навстречу молодым
Красна дева появилась
да с ведром воды полны.
Красна дева, ты здесь к счастью!
Ведь примета всем ясна.
Знать, в семье будет согласье,
Дай воды нам из ведра.
Зачерпни нам ковш полнее,
Добрый молодец, прими,
Сам испей, свою невесту
Водой чистой напои.
Ведь вода донских просторов,
Она счастье всем несёт,
Плодородит наше поле,
грудью поит наш народ.
И отцы наши седые,
перед тем как наступать,
к реке Дону подходили,
чтобы честь свою отдать.
А сегодня Дон могучий
сердца ваши напоит,
и поверьте, нету лучше
нашей родины земли!»

Вода была настоящая из Дона, обряд так понравился ростовчанам, что они рассказали у себя в родном городе, и к нам приехала целая делегация перенимать опыт!

Ради этого стихотворения воронежского тамаду и вызывали в обком, правда, сценарий в итоге ростовчанам так и не отдали. Сейчас обряд с донской водой воплотить в жизнь буквально вряд ли кто-то решится: слишком часто Роспотребнадзор пишет о том, что в нашем Дону купаться нельзя (уж не говоря о том, чтобы ковшом черпать оттуда воду и пить).

Безалкогольные свадьбы и пионерски костёр в заповеднике

— У меня часто спрашивают: «Владимир Константинович, чем отличалась алкогольная свадьба в советские годы от безалкогольной во времена Горбачева?» Отвечаю: на алкогольной свадьбе водку пьют рюмками, а на без алкогольной стаканами! В стаканы исподтишка наливалась водка, а потом у нас было такое ситро — «Тархун» — зелёное-презелёное. «Тархуна» чуть-чуть подлили: стакан зеленый стоит. Вот и все отличия!

В «Книге отзывов» Владимира Константиновича есть и несвадебные благодарности. Например, в записи, сделанной в 1984 году, его благодарят выпускники со станции Графская.

— Когда родители пришли договариваться по поводу выпускного, я им предложил организовать в конце вечера костёр. Им идея понравилась, но, когда стали хлопотать, оказалось, что на станция Графская, так как она находится на территории заповедника, жечь костры запрещено. Все в слезах пошли в администрацию станции упрашивать. В итоге выделили моим выпускникам три пожарные машины, которые помогли сделать шикарный костёр! В огонь пожарные бросали трассёры, и всё горело голубым, потом красным, жёлтым, оранжевым цветами!

77-летний Владимир Константинович провёл тысячу свадеб, сотни выпускных, детских утренников, дискотек и вечеров знакомств, написал множество стихов, им придумано больше 70 детских загадок. На память помнит очень и очень многое из своих произведений, хотя сохранились на бумаге далеко не все — в «докомпьютерную эпоху» успел потерять многие рукописи. Правда, одно из его стихотворений закреплено на более надежном носителе, чем тетрадные листы: в городе Гдов, у Чудского озера, его стихотворение, которое он написал, когда служил в армии в этом городке в 1959 году, выбито на мемориальном комплексе павшим воинам.

Фото и видео Игоря Филонова.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.