Почему в Воронеже так много запущенных дворов?

Управляющие компании и городская администрация ищут причины, чтобы не заниматься благоустройством дворов, в то время как обычные ТСЖ за те же деньги поддерживают дворы в образцовом порядке

29.05.2012 18:44
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Прошлый год стал для Воронежа годом масштабной реконструкции, однако львиная доля работ (благоустроены парков и скверов, ремонт тротуаров, фасадов зданий и т. п.) пришлась на центр города. Между тем далеко не каждый воронежец ежедневно попадает в центр, зато родные дворы мы видим каждый день. И, увы, сегодня, по меньшей мере, половина дворов Воронежа находится в состоянии полной или частичной разрухи – а это не менее 2 тысяч дворовых территорий. Более того, в городе практически отсутствует система по поддержанию в порядке уже отремонтированных дворов – закончилась зима, на спортивной площадке появляется яма, на каруселях стала заметна ржавчина, от скамеек отвалились доски, а чинить это никто не спешит. Почему так происходит?

Густо и пусто

Первой организацией, в которую обращаются с жалобами на состояние двора, чаще всего бывает управляющая компания. На жалобы УК реагируют по-разному.  Приведём два примера. Корреспонденты «МОЁ!» на минувшей неделе побывали во дворах на Владимира Невского, 13, 13б и Лизюкова, 66. Здесь и огороженные детские площадки, и свежевыкрашенные скамейки, а глаз радуют ухоженные клумбы.

Дома обслуживают небольшие управляющие компании. Дом на Лизюкова, 66, к примеру, находится в управлении товарищества собственников жилья «Лидер». Председатель товарищества Ирина Серова звонку из «МОЁ!» и комплиментам двору была удивлена. По её словам, это обычная работа ТСЖ. Благоустройство двора входит в договор с жильцами и в тариф на содержание и текущий ремонт жилья. Он, кстати, такой же, как и у большинства управляющих компаний, — около 8 рублей с квадратного метра. Неужели этих денег хватает?

– А почему их должно не хватить? – вопросом на вопрос отвечает Ирина Серова. – На материалы хватает, а в работе иногда жильцы помогают. Вот недавно песок привезли. Дала нашим папочкам, которые гуляют с детьми во дворе, лопаты, и они быстренько его раскидали, где нужно. Кто-то добровольно ухаживает за цветами. А мы потом по итогам года даём таким жильцам премии. Символические, конечно, – от 500 рублей до 1,5 тысячи. Но людям приятно.

А вот диаметрально противоположная ситуация. В прошлом году «МОЁ!» рассказала о том, что происходит в районе улиц Урицкого и проспекта Труда. Точнее, о том, что там ничего не происходит – в лучшем случае дворы заросли кустарником, в худшем – превратились в парковки. Из дворовой «мебели» – остовы скамеек советского времени и самодельные столы. В общем, не дворы, а пространства между домами. В этом году ничего не изменилось.

Дворы на Урицкого и проспекте Труда обслуживают управляющие компании, входящие в холдинг «Воронежская коммунальная палата» (ВКП). В ответе на наши вопросы о благоустройстве дворов ВКП привела ссылки на различные документы – от Жилищного кодекса до постановления мэрии. Смысл ответов сводился к тому, что жильцы не приватизировали придомовую территорию и подписали с управляющей компанией договор, в который не входит благоустройство двора. А значит, как считают в ВКП, просьбы о благоустройстве, в том числе и о мелких работах, жильцы должны адресовать не УК, а городским властям.

То есть смысл ответов противоположен — в первом случае  нам рассказывали, что сделано во дворе, во втором — почему ничего не делается. Подчеркнём, что тариф у управляющей компании такой же, как в том ТСЖ, где денег хватает и на благоустройство двора.

От «Ста дворов» осталось тридцать

Как смотрит на проблему благоустройства дворов администрация города? В мэрии «МОЁ!» сообщили, что благоустройство дворов – право, но не обязанность городских властей. Сослались наши собеседники на то, что по постановлению правительства № 491 детские, спортивные площадки и другое дворовое оборудование считаются имуществом жильцов. Значит, как считают в мэрии, заботиться о нём в первую очередь должны сами владельцы квартир или  управляющие компании. А мэрия может лишь при случае помогать.

Если говорить о масштабных работах, то в 2009 году областные и городские власти презентовали комплексную программу благоустройства дворовых территорий, рассчитанную на 2009-2011 годы, которую в обиходе сами же чиновники называли «Сто дворов». Именно столько дворовых территорий планировалось приводить в порядок за год. Программа предполагала, что двор за одно лето должен превратиться из Золушки в принцессу — одновременно с заменой асфальта устанавливали детские, спортивные площадки, разбивали клумбы.

В некоторых случаях, к радости жильцов, так и произошло. В 2009 году, как выяснила «МОЁ!» в мэрии, действительно благоустроили ровно 100 дворов. На следующий год программы хватило на 71 двор, а в 2011 году только на 29 дворов. В этом году программу продлили, но благоустроить планируется не больше 30 дворов. В пресс-службе мэрии это объясняют недостаточным финансированием программы из областного и городского бюджетов.

По сравнению с соседями дела у нас обстоят плохо. В Белгороде, к примеру, городские власти нынешней весной утвердили целевую программу по капремонту дворовых территорий, рассчитанную на 2012–2014 годы. За это время на приведение дворов в цивилизованное состояние федеральный, областной и городской бюджеты потратят в общей сложности 1 миллиард 26 миллионов рублей. Благоустроить планируется около 150 дворов, то есть по 50 дворов в год. На первый взгляд немного. Но Белгород почти в три раза меньше Воронежа. Поэтому, чтобы догнать тот же Белгород, нам по-хорошему нужно благоустраивать как минимум 150 (а не 30) дворов ежегодно. Тогда через несколько лет эффект был бы заметен.

Зачем воронежцев заставляют «кланяться» депутатам

Читатели «МОЁ!» не раз жаловались на несистемность в благоустройстве –  один двор купается во внимании, про соседний забыли. Почему же так происходит? Опыт читателей подсказывает, что одна из причин в том, что депутаты городской Думы, пользуясь влиянием на чиновников мэрии, делают всё возможное для того, чтобы улучшить свой имидж в глазах избирателей, правда, за бюджетные деньги.

Корреспонденты «МОЁ!» обращали внимание на то, что стоит только мэрии объявить о какой-то программе, как оказывается, что все места почему-то уже заняты и списки составлены. Так, к примеру, было в прошлом году с заменой асфальтового покрытия во дворах. Когда стало известно, что федеральный центр выделил деньги на эти работы, мы поинтересовались у руководителя управления дорожного хозяйства и благоустройства мэрии Александра ГЛОТОВА, что нужно сделать тем, кто хочет замены асфальта у себя во дворе. Александр Глотов неуверенно ответил, что можно попробовать обратиться в управу районов. А потом пояснил причину своей неуверенности – оказывается, список дворов, подлежащих ремонту, был давно составлен и со дня на день должен был быть утверждён. По словам Александра Глотова, дворы выбирали управы районов. А они руководствовались принципом «Получит тот, кто чаще просит».

Но вот вопрос – у кого просить? Исчерпывающий ответ на него в прошлом году дал руководитель регионального отделения «Единой России» Владимир НЕТЁСОВ.

- Дворы включаются в план реконструкции по заявке жителей, в первую очередь по их обращениям в приемную лидера «Единой России» В.В. Путина, – заявил Владимир Нетёсов, комментируя ход ремонта дворов. Почему решающее значение в ремонте двора имеет обращение граждан не в управляющую компанию и даже не в мэрию, а в приёмную одной из партий, догадайтесь сами.

В отчётах депутатов городской Думы также можно встретить сообщения о том, что тот или иной двор был благоустроен после обращения жителей к депутату.

- Действительно, в саму мэрию можно обписаться и обзвониться, но результат будет нулевым, – говорит депутат Гордумы Галина Кудрявцева. – Многие мои коллеги заинтересованы в том, чтобы завоевать лояльность избирателей, поэтому, как правило, стараются привлечь как можно больше денег в свой округ. Кроме того, у некоторых депутатов есть подконтрольные управляющие компании. И они стараются сделать так, чтобы на территории этих УК в благоустройство было вложено как можно больше бюджетных денег — так, чтобы УК сэкономила.

У работников департамента дорожного хозяйства и благоустройства мэрии в обиходе уже давно есть два интересных выражения – «депутатские дворы» и «депутатские улицы». То есть многое зависит не от потребностей города, а от того, у какого народного избранника больше лоббистских возможностей.

Конечно, по документам принимает заявки и распределяет средства мэрия, и в мэрии утверждают, что в своём выборе всегда объективны. Однако нам кажется, что горожан аккуратно подводят  к выводу – чтобы во дворе что-то изменилось, нужно сходить на поклон к депутату или к его помощникам. И здесь начинаются перекосы – один двор, и так неплохой, делают образцово-показательным, а во втором жильцы годами не могут дождаться скамеек. В результате местами город выглядит так, будто живём мы не в 21-м веке, а в 18-м – грунтовые дороги, перекошенные заборы, и непролазная грязь…

Любимые читатели, как вы думаете, в чём основная причина запущенности большинства воронежских дворов. И какие меры должны принять федеральные и местные власти, чтобы дворы благоустраивались системно и горожане знали, с кого спрашивать за эти работы.
 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.