Воронежский митрополит: «Бог — это сама любовь»
Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий рассказал читателям «МОЁ!» о своём пути к вере, о специфике воронежских прихожан и о своём необычном хобби
В эксклюзивном интервью нашему изданию Митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий рассказал, как сохранить веру человека, если вокруг жестокость и несправедливость. Первую и вторую части беседы читайте тут и тут.
— Вы изучали древнегреческий язык. В Греции в отличие от наших храмов рядом часто есть спортивные площадки и много детей.
— В Греции на службе в воскресенье причащают в основном детей, сами взрослые приступают гораздо реже, раз в году исповедуются. По нашим меркам этого мало, у нас воцерковлённые люди чаще посещают храмы, а в Греции в этом плане есть лёгкая расслабленность. Но если взрослые не показывают примера живой веры, то и дети начинают воспринимать это как формальность.
— Есть изречение: «Если человека учить добру, будет добро. Если злу — будет зло. А если его не учить ни добру, ни злу — обязательно будет зло»…
— Если огород оставить в покое, там вырастут сорняки. Если специально их сажать — тоже, а если всё это убрать и посадить «добрые» растения, то будет польза для всех. Стремление к Богу надо пробуждать в человеке.
— Как сохранить веру человека, если вокруг жестокость и несправедливость?
— Веру хранить не надо, это она хранит человека. Бог — это сама любовь. И правда всегда торжествует, а всё жестокое и несправедливое обязательно исчезнет.
Бог дал человеку для спасения свободу выбора. Если тебя заставляют делать добро — это не добродетель. Человек может выбрать зло или добро, но первое — путь к смерти. Бог не ответственен за проявление зла в этом мире, и Он не спешит вырвать сорняки, потому что, вырывая их, Он повредит и пшеницу. Сорняки сами по себе обречены на вымирание, а пшеница борется за место под солнцем и укрепляется. А когда время жизни заканчивается, Господь собирает всё зло и сжигает его, а пшеницу собирает в житницу.
У человека в мире есть власть творить то, что он хочет, но Бог напоминает, что творить надо то, что принесёт человеку вечную жизнь, а творение зла — путь к смерти. Из-за зла в мире разгораются войны, происходят убийства, но Господь Своим промыслом даже зло использует для помощи добру.
— Почему Церковь не одобряет покупки пасхальных куличей с изображениями святых и храмов?
— Чтобы обёртка не оказалась в мусорном ведре, на полу, под ногами. Часто на временную обёртку прилепляется икона или картина храма, а потом это идёт в мусор. Но что интересно, есть противоположная тенденция — так называемый «крестопад». Православные люди возмущаются тем, что на некоторых изображениях храмов сейчас не ставятся кресты. Это похоже на то, что мы стыдимся, стесняемся своей веры. На Западе — засилье мигрантов из мусульманских стран, и, чтобы лишний раз не волновать их, они тоже убирают кресты с изображений и названия христианских праздников. Нужно изображать храмы с крестами, нельзя стыдиться своей веры!
— Как проходит ваш день, остаётся ли время на хобби? И вдогонку — вы инженер, не доучившийся до конца. Что умеете делать своими руками?
— У моего папы — золотые руки. Он нас с братом всегда учил что-то мастерить — я даже пытался делать какие-то ювелирные украшения, ремонтировал часы. Мне всегда это было интересно. Брат сейчас программист, но помимо своей основной работы он многое делает своими руками — у него куча станков, приспособлений. Я собираюсь тоже обзавестись каким-то минимумом инструментов, технарь во мне жив до сих пор.
Что касается хобби… Оно, видимо, необходимо, когда основная профессия рутинная и человек ждёт не дождётся после работы заняться любимым делом. Мне же нравится мое служение, поэтому всепоглощающего хобби у меня нет. Как-то нырял с камерой на море, снимал подводный мир, потом накладывал музыку и делал клипы. Изучил греческий язык и культуру. Есть некоторые тренажёры, но лень и загруженность не позволяют часто заниматься. Когда жил в Сызрани, где Волга разливается в ширину на 10 километров, ловил рыбу с лодки, как-то даже выловил 6-килограммовую щуку.
— Когда вы служили в Сызрани, то собирали частицы мощей святых. В Воронеже эта традиция продолжится?
— Да, скажу, возвращаясь к теме хобби. У меня там было около 30 частиц мощей, и я решил представить всё это всеобщему поклонению. Начал всё это в 2019 году, и Господь стал посылать мне людей — экспертов и специалистов в этой теме. Они делились святыми мощами, а результатом стало то, что сейчас в Сызрани четыре мощевика (по чинам святости), содержащие 196 частиц мощей. Это большое собрание мощей, художественно оформленное и украшенное серебром и драгоценными камнями.
И здесь, в Воронеже, я бросил клич — давайте сделаем у нас то же самое в Воронежском кафедральном соборе, но лучше.
Люди откликнулись, на первый этап проекта мы уже собрали средства — у нас будут 9 мощевиков с разными вариантами узоров по 56 частиц. Каждая частица мощей оформлена как серебряный глазок диаметром 3 см с драгоценными камнями, серебряная табличка с именем святого и датой его кончины. Мощевики будут стоять по периметру собора. Думаю, что в сентябре мы презентуем этот проект. Второй этап будет — четыре ковчега со святынями. Всё это довольно широкая программа, которую можно отнести к хобби — этим я загорелся, мне это интересно…

P.S. После окончания официальной части встречи митрополит Леонтий обратился к основателю ИД «Свободная пресса» Льву Комову с вопросом:
— А почему газета называется «МОЁ!»? Это о возрождении капитализма, стяжательстве? Есть такие слова Иисуса Богу Отцу: «Всё Моё — Твоё. А всё Твоё — Моё». Это означает любовь и жертву, единство в Троичном Боге, к которому призваны присоединиться все люди. Таким образом, отдавая своё ограниченное, мы наследуем всё Божие, саму вечность…
— 30 лет назад начинались взаимоотношения человека с собственностью, как и слоганы ««МОЁ!» карман не тянет», «Всё «МОЁ!» ношу с собой». Христианство — это тоже «МОЁ!», — ответил Лев Георгиевич.
Порядок-
-
-
Стиль-
-
-