Продавцы, которым присудили миллионные компенсации: «Главное, мы сохранили Юго-Западный рынок»

Европейский суд признал, что Российская Федерация несправедливо обошлась с восемью воронежскими торговцами

12.08.2017 16:41
МОЁ! Online
56

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

10053
  

«Анненков и другие против России» — так называлась жалоба, решение по которой вынес на минувшей неделе Европейский суд по правам человека. Суд признал, что в 2009 году Российская Федерация несправедливо поступила с восемью продавцами Юго-Западного рынка в Воронеже и теперь должна им выплатить компенсацию морального ущерба в сумме 64 тысяч евро.

По решению страсбургского суда Михаил Анненков получит из бюджета РФ в качестве компенсации морального ущерба 12 000 евро, Елена Супрунова, Елена Гусева и Ольга Захарова — по 8 500, Михаил Финский, Николай Хаванцев и Игорь Хрипунов — по 7 500, Владимир Бузов — 4 000 евро. Корреспонденты «МОЁ!» нашли героев этой истории.

Продавцы против ТЦ

Сам рынок сегодня выглядит гостем из 90-х. Здесь вместо павильонов и магазинов торговые ряды на открытом воздухе. Лишь кое-где торговые места закрываются рольставнями. Отстояли рынок в таком виде в своё время именно продавцы.

История началась в 2008 году, когда на исходе пребывания в должности главы города Бориса Скрынникова мэрия Воронежа передала в аренду ООО РЮЗ территорию и имущество Юго-Западного рынка. Это ООО, по некоторым данным близкое к строительной компании «Новые строительные технологии», планировало перестроить рынок — возвести на месте торговых рядов как минимум трёхэтажный торговый центр.

С точки зрения бизнеса это объяснимо. Участок в 31,5 тысячи м2, расположенный рядом с транспортной развязкой, будет приносить куда больше прибыли, если на нём построить торговый центр, а не собирать деньги за аренду с торговых рядов. Арендаторы рынка обещали продавцам, что никто из них торговые места не потеряет, так как на первом этаже ТЦ разместятся продуктовый и вещевой рынки.

Однако продавцы (их тогда было около полутора тысяч) не поверили. И начали отстаивать рынок в его прежнем виде. Поначалу писали письма в разные инстанции. А летом 2009 года организовали круглосуточные дежурства, чтобы не дать арендаторам начать демонтаж капитальных сооружений рынка (в частности, мясного павильона).

Горячее лето 2009-го

3 августа 2009 года продавцы провели на площади Ленина пикет, в котором участвовало около 100 человек. От городских и областных властей они требовали оставить рынок муниципальным. Самым горячим выдалось утро 7 августа.

— К 5 утра нас на рынке было около 15 человек, — рассказывает Майя Хаванцева (супруга Николая Хаванцева, которая также работает на рынке). — Мы каждую ночь ждали, что нас начнут выгонять. И вот дождались… Кто-то из наших закричал: «Идут!» И тут со стороны комендатуры появилось около 30 милиционеров. Часть были в форме, часть в штатском. Мне заломили руки и куда-то потащили.

— А меня ударили кулаком по голове и поволокли по земле, — продолжает продавец обуви Елена Гусева. — Это было похоже на войну…

— У Лены, когда её волокли, вся спина была в крови, — вспоминает продавец рыбы Людмила Пухова. — Мы кричали, но милиция не останавливалась. Жёстче всего они обошлись с нашими мужчинами, особенно с Михаилом Анненковым, которого били по голове. А ведь ему уже тогда было 70 лет!

В то утро милиция задержала и доставила в Советский РОВД 13 человек. К обеду Михаила Анненкова увезли из отдела милиции в травмопункт, где медики диагностировали у него ушибленную рану головы.

Дела задержанных рассмотрел мировой суд. Им было назначено наказание по статье 19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции»). Владимиру Бузову и Николаю Хаванцеву назначили по 10 суток административного ареста, Михаилу Финскому и Игорю Хрипунову — по 5 суток. Задержанные женщины и Михаил Анненков должны были заплатить штраф.

Не добившись уголовного дела, обратились в Евросуд

Выйдя из изолятора временного содержания, Бузов, Хаванцев, Финский и Хрипунов и их оштрафованные коллеги обжаловали решение мирового суда в районном суде. В отношении оштрафованных (женщин и Михаила Анненкова) райсуд решения мирового суда отменил. А вот в отношении тех, кому было назначено наказание в виде административного ареста, нет.

Продавцы пытались добиться возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников милиции, но тщетно. В 2010 году с помощью адвоката Ольги ГНЕЗДИЛОВОЙ продавцы обратились в Европейский суд по правам человека. И за долгие годы даже подзабыли об этом...

Решение Евросуда написано очень скрупулёзно. Представителям РФ дали привести свои аргументы. Естественно, российские юристы могли руководствоваться лишь милицейскими протоколами и решениями суда. А в этих протоколах утверждалось, что милиция вмешалась в происходящее потому, что в 5 часов утра на окраине Воронежа у мясного павильона Юго-Западного рынка продавцы… проводили митинг. В частности, «заблокировали вход в административное здание рынка и произносили лозунги, направленные против администрации города». А действия сотрудников милиции «были направлены на предотвращение беспорядков».

Судя по решению, суд усомнился в этих аргументах. Если точнее, он не стал признавать действия милиции незаконными — всё-таки предприниматели на рынке не хозяева, поэтому у них не было законного права находиться там ночью. Но вмешательство милиции в эти события, в том числе и жёсткое задержание, и аресты, суд признал «непропорционально большим». Cуд, в частности, признал, что власти нарушили статью 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Свобода собраний») в отношении восьми человек и статью 3 Конвенции («Запрет пыток, жестокого и бесчеловечного обращения») в отношении четырёх из них, которые были избиты во время задержания и не смогли добиться расследования своих жалоб.

На вопрос о том, удовлетворены ли они, продавцы смущённо отвечают, что больше всего удовлетворены тем, что рынок оставили в покое.

Благодарим за помощь в подготовке материала юриста Илью Сиволдаева.

В ТЕМУ

Кто и как может обратиться в Европейский суд

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства — члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Очень важно, что жаловаться в суд можно только на государство. И конфликт нужно преподнести лишь как нарушение прав человека со стороны государства. Перед обращением в суд заявитель должен получить отказы судов в родной стране.

С 1998 года — именно с этого времени юрисдикция суда начала распространяться на Россию — в ЕСПЧ подали 141 тысячу жалоб от граждан нашей страны. В последние годы количество жалоб в ЕСПЧ из России сокращается. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова считает, что причина — в улучшении работы российских судов. Но есть и другая точка зрения: причина в вердикте Конституционного суда России, вынесенном в 2015 году. В нём говорится, что Россия может не исполнять решения Евросуда, если при этом нарушаются основополагающие конституционные нормы РФ. Правда, пока Россия не исполнила лишь решение Евросуда по делу ЮКОСа. По решению Евросуда наша страна должна была выплатить бывшим акционерам нефтяной компании компенсацию в размере 1,8 млрд евро.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.