Прислать новость

Эксперты: после Нового года алкоголь подорожает в два раза

Рестораны и кафе лишатся права продавать спиртное, если не подключатся к единой системе учёта алкогольной продукции

30.12.2015 11:59

1 января в стране начнёт действовать ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции. С её помощью можно будет отследить путь каждой бутылки с момента производства до реализации. Подключиться к системе обязаны все, кто занимается производством алкоголя или его реализацией, включая общепит. В первую очередь эта система должна защитить покупателя от левого алкоголя, доля которого в стране не менее 35%. К тому же из-за контрафакта бюджет недополучает налоги.

Чтобы подключиться к ЕГАИС, необходимо установить на компьютер с выходом в Интернет специальную программу. Производитель алкоголя вносит данные о нём в ЕГАИС, маркирует продукцию наклейками с двухмерным штрихкодом, в котором зашифрована информация о наименовании, производителе и дате розлива. При продаже напитка кассир сканирует наклейку. Кассовая программа отправляет информацию на компьютер с ЕГАИС, а система передаёт её на сервер Росалкогольрегулирования для проверки. Если продукция зарегистрирована, значит, она подлинная и её можно отпустить покупателю, который забирает напиток с чеком. По чеку с помощью мобильного приложения клиент тоже может проверить качество бутылки.

Стоимость только подключения к системе ЕГАИС составляет от 80 тысяч рублей, плюс программа, оборудование. Это много, особенно для маленьких магазинчиков, кафе и баров. Но подключаться придётся — это обязательное условие закупки алкоголя на оптовых базах. В противном случае надо либо отказываться от продажи спиртного, либо на свой страх и риск торговать левым алкоголем, который можно купить в интернет-магазинах или у челноков.

Между тем, по данным Росалкогольрегулирования, даже в Москве к ЕГАИС готовы только 10% кафе и ресторанов, а в провинции ещё меньше. На данный момент единицы баров и ресторанов установили ЕГАИС.

Владельцы небольших кафе пожаловались нашим корреспондентам, что это нововведение загоняет их в тупик. В кризис посетителей и так стало меньше, а что будет, если придётся повысить цены, что неизбежно при использовании ЕГАИС? Да и многим рестораторам непонятно, как их будут контролировать. Ведь одно дело, если клиент заказывает бутылку пива или вина — её можно просканировать. А если он заказывает бокал?

— ЕГАИС мы пока не подключили, но придётся, — говорит директор пиццерии «Пиццемания» Светлана СМИРНОВА. — От этой системы никто не выиграет: ни потребитель, ни предприниматель. Для небольших точек это крах. Торговать алкоголем будут только крупные сети.

 Владелец бара «ТАУ» Олег ПРОСКОКОВ считает, что алкоголь подорожает вдвое, а мелкие предприятия уйдут в подполье.

— Лучше бы государство обеспечило достаточную конкуренцию на оптовом рынке алкоголя. Тогда бы и цены были ниже, и качество лучше. Зато процветают фирмы, которые торгуют дешёвым спиртным через Интернет. А когда ЕГАИС внедрят, таких компаний станет ещё больше. В итоге государство лишь потеряет средства, которые могли бы пополнять бюджет, а народ будет травиться.

Автор новости:

Светлана СОЛОДОВНИКОВА

Поделиться новостью в соц. сетях