Как городской шум влияет на здоровье воронежцев

Опасность, которую мы не замечаем. Эксперимент «МОЁ!» доказал, что на главных магистралях Воронежа, на которые выходят окнами тысячи квартир, уровень шума заметно превышает предельно допустимый

19.11.2015 19:41
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

80% воронежцев заметили, что в последние годы наш город стал куда более шумным. И лишь 1% опрошенных считает, что в городе в последние годы стало тише. Это результаты опроса, который мы провели на портале «МОЁ! Online» в октябре. В опросе участвовало около тысячи человек. Читатели также единодушно сходятся во мнении, что главный источник шума — наши магистрали.

«МОЁ!» решила выяснить, какие районы в Воронеже сегодня самые шумные, какие транспортные средства шумят больше всего, как обычный транспортный шум влияет на наше здоровье и можно ли уменьшить его вред. И тут мы столкнулись с удивительной вещью. Учёные и санитарные врачи констатировали, что шум ни много ни мало один из главных факторов загрязнения окружающей среды в городе. Но при этом в Воронеже никто и никогда не предпринимал даже попытки изучить влияние уровня шума на наше здоровье и методы его снижения.

Насколько в Воронеже превышен уровень шума

Мониторинг уровня шума в Воронеже начали проводить совсем недавно — с 2013 года. Управление Роспотребнадзора и центр гигиены и эпидемиологии выбрали четыре мониторинговые точки, расположенные во дворах (Московский проспект, 82, Беговая 2/2, Ворошилова, 49, Ленинский проспект, 154).

В один из рабочих и в один из выходных дней в эти дворы несколько раз в день приезжают санитарные врачи с шумоанализаторами. Несколько замеров в один день нужно делать для того, чтобы определить средневзвешенный суточный уровень шума. Затем измерения сопоставляются с утверждённым законами гигиеническим нормативом для жилой застройки. Норматив составляет 55 децибел акустических (дБА), предельно допустимый уровень шума — 70 децибел акустических.

Измерение уровня шума на Московском проспете. Фото: Игорь ФИЛОНОВ.
В итоге в первом полугодии 2015 года оказалось, что 66,5% результатов измерений превышают норматив для жилой застройки. В основном уровень шума во дворах соответствует норме в выходные дни, а в рабочие дни норма почти всегда превышена.

Если уж во дворах нет тишины, то что же тогда происходит на магистралях? Выяснить это оказалось куда сложнее. В управлении Роспотребнадзора нам неожиданно ответили, что уровень шума на магистралях управление не замеряет. Заместитель руководителя управления Галина ЛАСТОЧКИНА объяснила это тем, что в России существует норматив по уровню шума для жилой застройки. При этом к жилой застройке Роспотребнадзор не относит территорию, прилегающую к магистралям. Конечно, это странно. Ведь на оживлённые улицы выходят окнами тысячи квартир. И если в восьми-десяти метрах от проезжей части стоит жилой дом, то что это, как не территория жилой застройки?

Самые шумные места Воронежа

Поэтому корреспонденты «МОЁ!» решили измерить уровень шума на магистралях самостоятельно и сопоставить его с нормативами для жилой застройки. Для этого мы купили шумомер. Наши измерения, конечно, не претендуют на научную точность — мы не могли замерять уровень шума в одном и том же месте много раз, а затем выводить среднее арифметическое. Однако результаты показательны. В предпиковые часы в будние дни стоило нам только включить шумомер, как он тут же показывал заметное превышение норматива по шуму.

Прибор замеряет уровень шума каждую секунду. И вот максимальные уровни шума, которые мы зафиксировали в течение всего лишь одного замера в каждом из перечисленных ниже мест, длившегося три минуты. Напомним, предельно допустимый уровень шума составляет 70 дБА.

Измерение уровня шума в одном из дворов Воронежа. Фото: Игорь ФИЛОНОВ.

*ДК Кирова — 83 дБА (превышение — 13 дБА),

* район остановки «Ильича» — 86,2 дБА (превышение — 16,2 дБА),

* район Остужевского кольца — 85,7 дБА (превышение — 15,7 дБА),

* район Юго-Западного рынка — 90,5 дБА (превышение — 20,5 дБА),

* район Механического завода — 81,6 дБА (превышение — 11,6 дБА),

* район цирка — 88,0 дбА (превышение — 18,0 дБА),

* площадь Ленина — 75,5 дБА (превышение — 5,5 дБА),

* проспект Революции (у кинотеатра «Пролетарий») — 84,7 дБА (превышение — 14,7 дБА), * район Петровского сквера — 80,7 дБА (превышение — 10,7 дБА),

* район вокзала — 90,2 дБА (превышение — 20,2 дБА),

* район остановки «Ул.Комиссаржевской» — 78, 3 дБА (превышение — 8,3 дБА),

* перекрёсток Плехановской и Кольцовской — 88,3 дБА (превышение 18,3 дБА),

* район остановки «Политехнический институт» — 83,4 дБА (превышение — 13,4 дБА),

* район автовокзала — 85,2 дБА (превышение 15,2 дБА),

* район памятника Славы — 87,2 дБА (превышение на 17,2 дБА),

* район ТЦ «Московский проспект» — 83,5 дБА (превышение на 13,5 дБА),

* район ТЦ «Арена» — 85,0 дБА (превышение на 15,0 дБА).

Так что же шумит

Транспорт — преобладающий источник интенсивного и длительного шума, с которым другие не идут ни в какое сравнение. При больших скоростях доминирующим становится шум, обусловленный взаимодействием шин с поверхностью дороги. А при наличии неровностей на поверхности дороги преобладающим может стать шум системы рессорной подвески и грохот груза и кузова.Юрий УСТИНОВПрофессор кафедры строительной техники и инженерной механики Воронежского ГАСУРезультаты наших замеров без труда помогли выявить и самые шумные транспортные средства. Это автобусы ПАЗ, автобусы ЛиАЗ, грузовые ГАЗели и грузовики. Рекордное превышение уровня шума мы зафиксировали у железнодорожного вокзала и у Юго-Западного рынка. У вокзала расположена остановка общественного транспорта, с которой один за другим отправляются ПАЗики, а у Юго-Западного рынка разрешено движение грузовых машин.

Чем опасен повышенный уровень шума

Наука, оказывается, уже давно отнесла шум к главным факторам загрязнения окружающей среды (наряду с автомобильными выбросами, излучением и бытовой химией). Есть даже специальный термин — акустическое загрязнение. Однако никто в нашей стране пока всерьёз не пытался выяснить, как городской шум влияет на здоровье человека. Например, сколько времени можно провести на магистралях (за рулём или в общественном транспорте) без вреда для здоровья. И не опасна ли для здоровья квартира, выходящая на окнами прямо на проспект.

— Пока мы можем говорить про шум на рабочем месте, — рассказывает заведующая центром профессиональной патологии воронежской областной клинической больницы Валентина БЕСЬКО. – Шум является универсальным сильнейшим раздражителем. Он воздействует на центральную нервную систему, вызывает стресс. Длительное влияние шума, превышающего санитарные нормы, провоцирует развитие гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Учёные за рубежом — например, в Австрии и Великобритании — считают, что один лишь городской шум способен сократить продолжительность жизни обитателей мегаполисов на 8-12 лет.

Что делать?

По-хорошему городские службы уже давно должны были составить карту шумности магистралей Воронежа. И задуматься о методах снижения уровня шума на территории жилой застройки. Шумозащитные экраны в городах, конечно, не ставятся. Но уже разработаны асфальтовые покрытия, которые снижают уровень шума. Кроме того, в районах новостроек у строителей есть шанс расположить дома подальше от магистралей.Владислав ПОДОЛЬСКИЙЗаведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог Воронежского ГАСУ

Впрочем, все наши собеседники из строительного университета сошлись во мнении о том, что серьёзного значения проблеме шума в нашей стране не будут придавать ещё очень долго. И поэтому обезопасить себя от негативного влияния шума можно только самостоятельно. Например, с помощью новых окон в квартире. Если на улице вам надоело слышать шум магистралей, пройдите часть пути тихими дворами. Не злоупотребляйте громкой музыкой, особенно в закрытых пространствах (например, в машине). И, конечно же, спать нужно только в полной тишине.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.