Прислать новость

Как научить ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное

Психолог, учредитель школ скорочтения и автор книги «Скорочтение для детей» Шамиль Ахмадуллин рассказал о существующих методиках, благодаря которым любой ребенок может стать успешным

24.09.2015 14:00

Бывало ли так, что вы просите ребенка пересказать параграф, заданный на дом, а у него не получается? «А ты читал?» — спрашиваете вы. Ребенок послушно кивает головой и продолжает молчать…
И тут вам становится понятно, откуда берутся двойки и тройки в его дневнике. Так почему же современные дети с трудом воспроизводят прочитанное?


– Шамиль, чем для детей полезно умение повторить то, что они прочитали?

– Вы когда-нибудь задумывались над тем, каков для ребенка смысл большинства школьных предметов, где необходимо пересказывать текст? Это окружающий мир, история, география, биология, то есть больше половины предметов школьной программы. А если задуматься, их суть полностью упирается в процесс пересказывания. Но, попробуйте сейчас вспомнить, какие основные реформы провел египетский фараон Тутанхамон («История древнего мира», 5 класс). Естественно, вы этого не помните, да это вам и не нужно. Порядка 99% информации, полученной по школьной программе, никогда не пригодится, и это нормально.

– Так с какой целью ребенку хорошо учиться по этим предметам?

– Чтобы это понять, давайте разберем по шагам, как происходит процесс пересказывания у обычного ребенка.

Шаг 1. Читает параграф и пытается понять его.
Шаг 2. Представляет в своем воображении описанную информацию.
Шаг 3. Структурирует в голове полученную информацию, пропускает ее через себя, обогащая своими воспоминаниями и предыдущими знаниями.
Шаг 4. Своими словами передает эту информацию (когда собственных слов не хватает, обогащает словарный запас новыми).
Шаг 5. Выдает пересказ.

Фактически пересказ — это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка. Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:

  • умение слушать и слышать;
  • умение структурировать информацию в голове;
  • умение правильно выражать свои мысли.

– Современные школьники пересказывают гораздо хуже, чем это делали мы, их родители. С чем это связано?

– Проблема в том, что у современных детей во многом атрофирована способность к аналитическому мышлению. Если раньше мы черпали информацию в основном из книг, обдумывая и анализируя прочитанное, то сейчас есть легкие и доступные источники информации (ТВ и Интернет). В чем их большой минус для формирования мышления ребенка? В том, что в этом случае в большинстве своем информация подается в легкоусвояемом формате: это видео или посты в социальных сетях (картинка и пара предложений). Вот тебе набор готовых мнений, выводов и позиций. Зачем формировать свое? Здесь не нужна никакая аналитика, ни к чему напрягать извилины.

– Как научить ребенка хорошо пересказывать?

– Ему нужно больше читать, а главное понимать прочитанное. Поэтому на своих тренингах мы гарантируем не только увеличение скорости чтения, но и улучшение понимания. Ведь зачем быстро читать, если не понимать прочитанного?
 
Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие детей. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения.
Фото 2
Наш центр приглашает вас и ваших детей на курс скорочтения и развития памяти. Мы гарантируем результат, поэтому сначала приглашаем родителя с ребенком на собеседование, чтобы оценить текущий уровень ребенка и скорректировать индивидуальную модель обучения. Записаться на собеседование вы можете, позвонив по телефону +7 (473) 205-91-88 или оставив заявку на сайте, на котором, кстати, можно подробнее ознакомиться с нашим курсом.

на правах рекламы

Поделиться новостью в соц. сетях

$(document).ready(function () { $('.captcha_image').attr('src', $('.captcha_image').attr('src') + 'https://www.moe-online.ru/captcha/default?zZDQcsQH'); });