В Воронеже в «Музее забытой музыки» учат играть на гудочках, цимбалах и калюках

Директор воронежского «Музея забытой музыки» Сергей Плотников провёл для корреспондентов «Ё!» экскурсию по музею

08.09.2015 18:40
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

У 52-летнего Сергея Плотникова говорящая фамилия, он и правда искусно управляется с деревом. Но то, что он станет мастером не только на все руки, но и на все звуки, Сергей Иванович когда-то и представить не мог. Он, слесарь-инструментальщик, который когда-то не отличал бемоля от диеза, решил посвятить всё своё время изготовлению и игре на древних народных инструментах. И создал любопытнейший «Музей забытой музыки».

Сергей всегда был человеком творческим. Работая слесарем на заводе института «Кузмаш» и в интернате №1, играл в КВН. А ещё в ту же пору получил два новых имени, Ежиная Лапа и Великий Князь, — занялся организацией детских игровых лагерей «славян» и «индейцев» в Центре игровых технологий. Именно оттуда всё и пошло-поехало…

— Жена мне говорит: «Вы в лагерях славянские песни 9-го века поёте под гитарку! Неисторично получается!» Подарила книжку с чертежами русских инструментов. Чтобы я хоть трещотку сделал или дудочку, — вспоминает Плотников.

А Сергей Иванович позарился на самый сложный инструмент в книжке — волынку. С помощью коллеги из интерната, балалаечника Константина Харитонова, они бились над волынкой год. За это время Плотников заодно выучил, что такое мажор, минор и другие азы музыкальной грамоты.

Следом Сергей Плотников сделал рылю или колёсную лиру — инструмент ещё более сложный, чем волынка. Стал учить подопечных из интерната делать инструменты и играть на них. Но руководству учебного заведения эти занятия показались не слишком нужными для учеников. Сергей Иванович снова уволился и, опять же, по совету жены сделал свой музей — «Музей забытой музыки». Поначалу в нём было всего полтора десятка инструментов, в основном, собственноручно изготовленных нашим героем, теперь стало более 70. В последние годы музей находится в Городском дворце культуры (9 Января, 108)

Надо сказать, диалог наш проходил далеко не так ровно, как описывается. За время рассказа Сергей Иванович переиграл на половине своих инструментов — причём, между народными напевами сбренчал на гуслях «Звезду по имени солнце» Цоя. А потом сунул в руки вашей покорной слуге гудок, а фотокорреспонденту и водителю «МОЁ!» — калюки и заявил, что не скажет ни слова, пока мы их не освоим. Пришлось подчиниться (не без удовольствия). Кстати, так же проходят все экскурсии в музее. И это куда веселее обычных музейных лекций.

Калюки — это разновидность дудки. А про гудок, точнее, про «три гудочка» слышал каждый из нас — помните, в песне «Во поле берёза стояла» их делают из трёх пруточков? Большинство думает, что речь идёт о дудках, на самом же деле гудок больше похож на скрипку: деревянный корпус, струны. В 10-м веке их делали из жил и кишков барана, Сергей Иванович, конечно, обходится леской.

Цена на групповые экскурсии в музей не менялась с года его основания, то есть 8 лет, и составляет 50 рублей. А за индивидуальные посещения платят… кто сколько захочет — такой у директора принцип. Только, как соберётесь, позвоните по телефону 8-950-761-91-12.

За что Сергея Плотникова расцеловал Ростропович, какие его инструменты звучат в голливудских фильмах — читайте в свежем номере «МОЁ!».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.