Чемпион мира по карате Артём Кожокин: «Боюсь бить людей, особенно пьяных»

Лучший воронежский боец по восточному боевому единоборству рассказал о своей карьере, личной жизни и открыл секрет успеха для начинающих

14.08.2015 19:59
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

10081
  

Если бы восточное боевое единоборство было более раскрученным видом спорта в нашей стране, Артём Кожокин вполне мог бы стать кумиром для воронежских мальчишек не хуже Джекки Чана или Брюса Ли. В свой 21 год этот парень — неоднократный чемпион России, Европы и мира по традиционному карате. Уже в 18 лет Артём стал лучшим на планете в самой сложной категории — кумитэ (поединок). А когда ему было 19, на чемпионате Европы (где он взял 7 медалей в 8 категориях) после одного из боёв к Артёму подошёл один из отцов-основателей стиля карате фудокан Владимир Йорга и сказал: «Я видел много хороших каратистов, но такого, как ты, — первый раз».

Артём тренируется в воронежской ДЮСШ № 26. Его тренер — Григорий Петросян. Сейчас уже и сам Кожокин тренирует мальчишек. А недавно Артём покорил ещё одну вершину — он стал первым в Воронежской области, кто получил звание мастера спорта по восточному боевому единоборству. Мы встретились с Артёмом накануне вручения ему диплома в вузе — он окончил факультет ПММ ВГУ, и лишь одна четвёрка по госэкзамену помешала ему получить красный диплом.

«Моя девушка мною гордится»

— Как тебе удаётся совмещать успехи в большом спорте и прекрасную учёбу в вузе?

— Чем больше у тебя загруженность, тем больше времени тебе для этого нужно. Но всегда ты его будешь находить. За что бы я ни брался, всегда думал: «Как я буду всё это успевать?» А потом что-то освободил, что-то подвинул — вот и время появилось. Тяжело, но куда деваться.

— А на личную жизнь время остаётся? Девушка есть у тебя?

— Остаётся. Девушка есть. Вот проводил её в Анапу, она уехала работать вожатой в лагерь. С ней встречаемся уже два с половиной года. Она учится в ВГУ, на моём факультете, на третьем курсе. Удивительно, но познакомились мы с ней не в вузе, а в Интернете. 

— Как ты думаешь, она гордится тем, что её парень — чемпион в таком мужском виде спорта?

— Думаю, да. Не знаю, правда, насколько она осознаёт все трудности, через которые мне приходится проходить, чтобы добиваться всех этих заслуг. 

«Я никогда не расстраивался, когда проигрывал»

— А с чего вообще всё начиналось? Как ты пришёл в карате?

— Карате я начал заниматься в 11 лет. Для профессионального спорта это поздно. Как и любой мальчишка, с детства фанател по боевикам про ниндзя. В нашей 4-й школе на бульваре Пионеров было две секции: футбол с хоккеем (они спаренные были) и карате. Футбол я любил, наверное, не меньше, чем карате. Но в секции летом был футбол, а зимой упор делался на хоккей. А хоккей мне с детства не нравился. Поэтому я выбрал карате. Ну и пошёл в секцию. И все друзья мои пошли. А потом друзья начали отсеиваться, а я как-то втянулся. Мне нравилось, что у меня начинало получаться. Плюс моя настойчивость — я всегда хотел быть лучшим. Начиналось всё с поражений, потом первые маленькие победы, потом на районных соревнованиях, потом поднимался на город, потом меня взяли на чемпионат России первый раз. Эмоций было много. Я никогда не расстраивался, когда проигрывал. Я думал, что мне нужно было сделать, чтобы победить. Чего мне не хватило. И этот анализ, как правило, приводил к правильным выводам. Плюс тренер настраивал. Вот наша работа с тренером и привела к таким результатам. 

— А как к твоим успехам в спорте относятся твои родители? 

— У меня родители развелись, когда мне было 4 года. И хоть с отцом я периодически вижусь, с ним я практически не рос. Он не влиял на моё становление как спортсмена. Помню момент, когда мне надо было идти на тренировку, а он попросил меня в чём-то ему помочь по хозяйству на улице. Он говорил: «Подожди, давай доделаем дело, ничего не случится, если ты немного опоздаешь». И тут проходят мимо мои ребята: «Ты идёшь?» Я говорю: «Сейчас, ребят, ещё чуть-чуть, и я пойду». Когда они ушли, отец увидел мои глаза и понял, как сильно я хотел пойти на тренировку. И меня отпустил… А так, он не был ни на одном из моих соревнований. Мама меня на секцию водила только в самом начале. Потом ездил сам. Мама всегда радовалась моим победам, поддерживала меня. Но на соревнования тоже почти никогда не приходила.

«Серьёзных травм не было — выбитые пальцы не в счёт»

— Сейчас уже не тот возраст, конечно. Но наверняка было, когда кто-то пытался тебя спровоцировать или проверить твои способности: мол, покажи приёмчик?

— Меня как-то это миновало. Во-первых, я никогда не хвастался, чем я занимаюсь. В основном о моих достижениях рассказывают мои друзья. Я всегда молчу. Не люблю лишнего рассказывать. Кому надо — те знают. Остальные — если захотят, тоже узнают.

— Тебе приходилось драться на улице, после того как ты начал заниматься карате?

— Серьёзных драк никогда не было. Либо это всё разговором заканчивалось, либо это меня вообще миновало. Я, наверное, больше разнимал драки. Я, наверное, больше всех остальных боюсь бить людей. Особенно если это пьяные люди. Понимаешь, что ты можешь на эмоциях чуть-чуть переборщить и… Помните, парень возле «Спартака» заступился за девушку и убил человека? У меня всегда какая-то дрожь внутренняя пробегает от мысли о том, что я могу точно так же сделать. 

— У тебя за твою карьеру были какие-то серьёзные травмы?

— Серьёзных, пожалуй, не было — тьфу-тьфу-тьфу. Таких, как, к примеру, переломы. Разве что один раз небольшое сотрясение мозга. Ну а такие профессиональные травмы, как выбитые пальцы, не в счёт. Когда к врачу приходишь и говоришь, как сделать так, чтобы палец, который постоянно выбивается, не болел, слышишь ответ: «Не занимайся спортом вообще». 

— Скажи, а есть ли у тебя какая-то конечная цель в спорте?

— Я никогда себе не ставлю конечные цели. Я всегда себе ставлю цель следующую. Следующая цель — это мастер спорта международного класса. Для этого мне нужно победить на чемпионате Европы в следующем году. 

— Что бы ты сказал тем ребятам, кто захочет заниматься восточным боевым единоборством и добиться таких же успехов, как ты? 

— Я бы им пожелал больше терпения и старания. По многим ребятам, кто приходит заниматься, я вижу, что им не хватает именно этих качеств. Они пять раз выполнили упражнение, и им становится скучно. А в любом деле, если ты будешь себя жалеть, не будешь что-то делать через «не хочу», ничего не получится. Слово «надо» должно звучать в голове чаще, чем «не хочу».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.