Прислать новость

Новый воронежский журнал на бюджетные деньги обойдется области в 8 млн рублей

Журналистское сообщество региона весьма неоднозначно восприняло начинание областных властей

07.07.2015 15:00

В первый день июля в воронежских ресторанах, кафе и кофейнях появился новый, бесплатный для посетителей журнал на глянцевой бумаге — «Слова». Бесплатный глянец в кафе давно стал традицией. Однако «Слова» отличаются от других изданий. Уже знакомые воронежцам журналы бесплатны для посетителей кафе благодаря тому, что зарабатывают деньги на рекламе. Журнал «Слова» раздаётся бесплатно потому, что его издание профинансировано из бюджета Воронежской области, то есть из карманов налогоплательщиков. Именно этот факт и стал причиной для оживлённейшей дискуссии в журналистском сообществе Воронежа.

Если характеризовать журнал в целом, то это 80 страниц на хорошей бумаге. Большинство публикаций так или иначе посвящены досугу, туризму и культуре. Особый акцент в первом номере сделан на то, что появилось благодаря участию губернатора Алексея Гордеева — фестивали, реконструкцию парка «Алые паруса» и т. д. «Мы решили взять на себя роль навигатора в новой воронежской культурной среде и облечь всё самое яркое и интересное, всё стоящее внимания, в слова», — сообщается в рубрике «О чём журнал?». Обращает на себя внимание желание авторов быть в тренде, «модными» — в принципах вёрстки, рубриках (так, одна из них почему-то носит англоязычное название «to do list»), а стремление следовать популярному стилю вёрстки с обилием так называемого «воздуха» (пустых мест) ведёт к довольно расточительному расходованию печатных площадей. Так, в материале «Платонов как бренд» читателям коротко напоминают, что в Воронеже есть гимназия имени Платонова, памятник Платонову, Платоновский фестиваль и сообщают ещё несколько общеизвестных фактов о связях современного Воронежа с именем великого писателя. И эта информация занимает целый журнальный разворот!

По мнению участников газетного и журнального рынка, в целом «Слова» скорее дорогой буклет, информирующий о предложениях в области досуга и представляющий наш город и область в подчёркнуто выгодном свете. Причём рассчитано издание, вышедшее тиражом 5 000 экземпляров, на довольно узкую аудиторию. Об этом говорит, к примеру, завершающий раздел журнала «Завтрак на террасе», в котором рассказывается о нескольких воронежских кафе с видом на город, средний чек в которых составляет 1 000 — 1 500 рублей.

Воронежские журналисты сейчас активно обсуждают новый журнал. Поводом для обсуждения стал не столько сам журнал и его качество, сколько обстоятельство, на которое «МОЁ!» уже неоднократно обращала внимание читателей. А именно кулуарность и непрозрачность решений областного правительства в сфере средств массовой информации. Напомним, что сумма, выделяемая из областного бюджета на СМИ, с 2010-го по 2014-й выросла вдвое — со 190 млн рублей до 381 млн. Много сил, средств и миллионов бюджетных рублей ушло на создание информационно-развлекательных, необязательных на рынке СМИ продуктов (например, бесплатная газета «Семёрочка»). Зато проектов, повышающих уровень журналистики, предлагающих серьёзный уровень общественного диалога, развивающих традиции публицистики, в городе не появилось. Напротив, с июля 2015 года перестала выходить в свет газета с почти столетней историей «Молодой Коммунар», а другое областное издание — «Воронежский курьер» — сократил количество выходов до одного раза в неделю.

Участники рынка обращают внимание на то, что появление государственного журнала может повлиять на и без того небольшой рынок журнальной рекламы — выходящие в Воронеже долгое время журналы рискуют потерять рекламодателя.

Вряд ли кто-то стал бы обсуждать журнал «Слова», если бы он был частной инициативой какого-нибудь бизнесмена. Но здесь речь идёт о бюджетных деньгах. Поэтому налогоплательщики в принципе, имеют полное право возмутиться — почему, не спросив у них, правительство области решило на их деньги издавать глянцевый журнал для посетителей кофеен?

Эти и другие вопросы мы адресовали начальнику отдела развития печати и средств массовых коммуникаций департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области Илье Сахарову. В предварительной беседе главным поводом для появления журнала Илья Сахаров назвал стремление областных властей сделать Воронеж «привлекательным для умных людей, людей, которым интересна городская среда». Журнал «Воронежский телеграф», закрытый одновременно с появлением журнала «Слова», по мнению нашего собеседника, для этой цели не подходил.

– «Телеграф» работал в старых форматах, — говорит Илья Сахаров, — К нам постоянно поступали оценки этого журнала как не очень соответствующего задачам, которые мы ставили.

Бесплатную раскладку «Слов» в ресторанах и кафе Илья Сахаров объяснил тем, что сегодня новому журналу выйти в розницу практически невозможно. Журнал «Слова», как рассказал Илья Сахаров, будет выходить ежемесячно.

В случае с деньгами наш собеседник настаивал на том, что, даже несмотря на появление нового журнала, расходы областного бюджета на СМИ снижаются. Объяснил он это тем, что расходы бюджета на печать и доставку упразднённых областными властями газеты «Молодой Коммунар» и журнала «Воронежский телеграф» составляли около 15,6 млн руб. в год. Расходы на новый глянцевый журнал, по словам Ильи Сахарова, составят около 8 млн. руб.в год.

Тем не менее многие профессионалы, знакомые с ситуацией в воронежских СМИ, считают, что решения о запуске новых изданий на бюджетные деньги должны приниматься не кулуарно, а открыто — с привлечением профильных экспертов и консультациями с другими участниками рынка. Это позволило бы более верно определять концепцию новых изданий, их положение на рынке. Затем, на наш взгляд, должен следовать конкурс по поиску команды, которая готова заняться производством нового издания. Такой подход сделал бы прозрачной ситуацию с расходованием бюджетных средств на СМИ и помог бы избежать многих конфликтных ситуаций.

Автор новости:

Роман ПРЫТКОВ

Поделиться новостью в соц. сетях

Новости партнёров

"Молочный Воронеж" впервые обогнал Москву

19:00, сегодня
0 78