Воронежские казаки показали, как воспитать ребёнка-воина

В Воронежской области прошли зимние Казачьи семейные сборы

18.01.2015 13:40
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

С 8 по 11 января в селе Нижняя Ведуга Семилукского района Воронежской области проходили IV Казачьи семейные сборы. 54 участника самого разного возраста вспомнили о традициях, которые давно забыли современные россияне.
 
Мужчины посещали семинары по рукопашному бою, по работе с длинноклинковым (сабля, шашка), короткоклинковым (кинжал, нож) и современным огнестрельным оружием. В занятиях по боевой подготовке вместе со своими отцами участвовали и совсем юные казачата.

— Казачество — это не просто народ, это народ-воин. Когда в семье рождался мальчик, его сразу начинали воспитывать как воина, защитника веры православной и Отечества. То есть ребенок с самого рождения знал, что он воин. С детства мальчикам полагалось заниматься боевой подготовкой наравне со взрослыми. В 7 лет казачата должны были уметь управляться по хозяйству, ухаживать за скотиной и присматривать за младшими братьями, в 12 лет юноши уже несли полную ответственность, заступая в караул или на какой-то пост, — рассказывает старшина по работе с казачьей молодежью Воронежского отдельского казачьего общества Евгений Свиридов, организатор Казачьих семейных сборов.

Множество традиций и гаданий связано с воспитанием казака. Например, после крестин мальчику клали шашку (кинжал) или пулю (раньше — стрелу), что называется, «на зубок» и наблюдали за его реакцией. Если начнет с ней играть, значит, добрый будет казак, если же расплачется — есть над чем задуматься. В один год казачонка сажали верхом на коня и по поведению ребенка старались определить судьбу. Если мальчик хватался за конскую гриву, считалось, что он будет жить долго. Если малыш плакал или валился с коня, то решали, что быть ему в бою убитым.

Подобные ритуалы-предсказания проводились на протяжении всего времени обучения казака. Сначала его ставили в определенные условия, далее смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства и уже потом начинали корректировать его воспитание, вырабатывать у казака необходимые навыки и качества.

В царских наставлениях по кавалерийской выездке на первых страницах даже было дано предупреждение гусарам и драгунам: «Не повторять приемы выездки казаков ввиду опасности для жизни, так как казаки готовятся с детства».

Не обошлось на сборах и без традиционной забавы — «Казачьего Вара». Его цель — восстановление связи с прошлым, родовой памяти и национального самосознания. Человек, участвуя в «Казачьем Варе», полностью погружается в среду, получает навыки боя и коллективного взаимодействия в нем. Забава позволяет выпустить пар, сдружиться, снять напряжение, а также подводит казаков к самоорганизации. «Вариться» могут и взрослые, и дети.



— В «Казачий Вар» входит множество игр, они идут по нарастающей от детских забав и хороводов к боевому состоянию. Сюда же входят «Ожига» и «Рубка». Во время «Рубки» мы раздеваемся по пояс и «рубимся» кожаными поясами. Во время «Ожиги» мы наносим удары быстрые и хлёсткие, как плеть. «Котел» и «Свара» дают человеку возможность научиться бить из любого положения, максимально быстро реагировать на опасность и контратаковать. Именно здесь и ставится первоначальная база. С простой и на первый взгляд детской забавы начинается настоящий казачий рукопашный бой, — поясняет Евгений Свиридов. — Кстати, «Казачий Вар» проводится регулярно, и в нем могут принять участие все желающие. Ближайший состоится 25 января в парке «Оптимист».

На Казачьих семейных сборах женщины и девочки готовили традиционные блюда — кашу кулеш, супы шурпу и шулюм, а также плели и вышивали. У казаков существовал обычай, согласно которому девочка должна была сделать к выданью не менее двухсот предметов приданого.

Рукоделию казачек обучала участница семейного ансамбля «Казачья Родова» Анастасия Зиновьева. Она показывала изделия, которые в точности скопированы с музейных экспонатов и которые можно сделать самим в домашних условиях.

Ведущую роль в казачьем укладе жизни всегда играла вера. На Казачьих сборах отец Сафроний и отец Дмитрий провели со всеми участниками сборов беседы на тему «Православная семья» и «Православное воинство». Кроме того, на сборы приезжал воронежский историк казачества, член общества памяти лейб-гвардии казачьего Ее Величества полка, эмигрировавшего в начале XX века во Францию, Михаил Сарычев.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.