Прислать новость

Почему воронежские школьники не дождутся пятидневки?

19.10.2014 14:10

Сейчас в Воронеже дети занимаются пять дней в неделю только в четырёх вечерних школах и в кадетской школе им. А.В. Суворова. Во многих же учебных заведениях присутствует смешанная система — дети в начальных классах отдыхают два дня в неделю, а старшеклассники не учатся только по воскресеньям. Между тем по закону «Об образовании» именно школы могут решить, сколько дней в неделю будет учебных, причём многие школы Москвы и Петербурга сейчас активно переходят на пятидневный учебный план. Когда этого дождутся воронежцы?

Споры о переходе школ на пятидневку идут не один год. Когда-то и взрослое население в нашей стране работало 6 дней в неделю. В 1967 году в СССР была введена 5-дневная рабочая неделя, а про детей тогда забыли. И вот уже скоро 50 лет, как школьники «работают» на день дольше своих родителей. Последний раз активно переход на пятидневку обсуждался в феврале этого года. Депутаты от партии «Справедливая Россия» пытались протащить через Госдуму поправки в закон «Об образовании» и перевести обучение во всех школах страны с первого по девятый класс на пятидневку. 

Однако в Госдуме решили оставить за школами право самим выбирать количество дней в учебной неделе. Да и региональные департаменты образования могут утвердить такой учебный план, что у детей появится возможность отдыхать два дня в неделю.

В своей инициативе депутаты ссылались на неутешительные данные Минздрава. По статистике ведомства, сейчас у 70% российских школьников есть те или иные отклонения по здоровью. Данные по Воронежу ещё менее радостные. По словам главного педиатра региона Маргариты Киньшиной, у 80% младшеклассников обнаружены различные заболевания.

— Хроническая усталость может проявляться и физиологически в виде частых головных болей, проблем с пищеварением и даже повышения температуры тела, — добавляет психолог Виктория Рябова.

В отдельных регионах, в част­ности в Москве и Петербурге, решили сократить нагрузку на школьников и перейти на пятидневку вплоть до 11-го класса. В Северной столице за пятидневку ратует известный депутат Виталий Милонов. В Москве по рекомендации мэра Сергея Собянина на новую рабочую неделю уже перестроилось большинство московских школ — около 700 из 1 000. 

Корреспонденты «МОЁ!» связались с директором московской гимназии № 1504 Надеждой Шарай, которая с этого года оказалась в числе тех, кто ввёл пятидневку. По словам нашей собеседницы, сделать это удалось за счёт сокращения учебного плана.

— Но ведь главное — не сколько часов учить, а как, — считает Надежда Андреевна. — Сейчас в учебный план московских школ включили внеурочную деятельность — занятия по интересам детей. Мы их перенесли на субботу, которая стала дополнительным образовательным днём. Малыши по выбору могут ходить на кружки, а для старшеклассников проводятся университетские субботы — ребята могут посещать лекции по интересующим их предметам в вузах, ходить на экскурсии в музеи. Такая система даёт личност­но ориентированный подход в образовании.

Единственные, кто может не переживать по поводу пятидневки, — это первоклашки. По санитарным нормам (СанПиН) у них должно быть два выходных. Всё в тех же СанПиН прописано количество учебных часов как для пятидневки, так и для шестидневки вплоть до 11-го класса. При этом разница получается всего в три урока. Так почему школы не могут сократить эти злосчастные три урока в неделю (например, за счёт интенсивности занятий в другие дни), чтобы дать детям возможность полноценно отдохнуть и побыть с семьёй? Корреспонденты «МОЁ!» пообщались с директорами и завучами воронежских школ, которые рассказали о своём видении проблемы.

— Все классы перевести на пятидневку нереально, — считает директор школы № 35 Ирина БАРКОВА. — В нашей школе до 4-го класса дети учатся пять дней в неделю. Максимум пятидневку можно сделать до 7-го класса. В старших же классах, когда идёт серьёзная подготовка к ЕГЭ, без факультативов не обойтись.

Школа № 14 — одна из немногих в Воронеже, где дети вплоть до шестого класса учатся пять дней. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Александр ВОЛОХОВ — ярый сторонник пятидневки — считает, что даже в 10-х и 11-х классах школьники могут не учиться по субботам. По его словам, на необходимые факультативы ребята могли бы приходить и после уроков, отдохнув и пообедав дома. Александр Волохов рассказал, что выбор пятидневки или шестидневки зависит от того, какой учебный план выберет школа. 

— Возможно, на пятидневку мы потом и остальные классы переведём, потому что этого очень хотят родители, — говорит Александр Волохов. — Я считаю, что в школах не должны учиться по субботам, особенно во вторую смену — это вообще кощунство. У детей должно быть два выходных.

Самая большая нагрузка ложится на детей, которые учатся в гимназиях, лицеях и других школах с углублённым изучением отдельных предметов. В Воронеже в 25 школах из 118 дети уже со второго класса учатся шесть дней в неделю. Например, в гимназии им. Кольцова пятидневка только у первоклашек.

— Конечно, я за то, чтобы дети имели возможность два дня побыть с семьёй, но существуют строгие санитарные нормы, — говорит директор гимназии Надежда ФУРСЕНКО. — Если у детей занятия длятся 26 часов в неделю, то по нормам предусмотрена шестидневка, а в пятидневку можно учиться только 23 часа. Три урока, конечно, мы могли бы раскидать на неделю, но Рос­потребнадзор нас накажет за несоблюдение норм. Мы долго обсуждали с родителями вопрос о пятидневке, но решили, что дети приходят к нам за дополнительными знаниями английского, поэтому было решено оставить шестидневку.

Впрочем, в некоторых школах с углублённым изучением отдельных предметов руководство всё же находит возможность в начальных классах сделать пятидневку. Завуч гимназии им. Никитина Эдуард МАШАРИН рассказал, что до этого учебного года младшеклассники занимались по субботам. Однако на совете гимназии совместно с родителями было решено ввести пятидневку до четвёртого класса.

— Успеваемость у детей снизилась, они очень сильно уставали при шестидневной учебной неделе, — поясняет Эдуард Анатольевич. — Для всех классов гимназии переходить на пятидневку критично, потому что есть дополнительные часы по профильным предметам — у нас это иностранный язык и обществознание. Терять эти часы нельзя, иначе профиль нивелируется.

В лицее № 7 тоже в начальных классах дети учатся пять дней в неделю. А углублённо какие-то предметы начинают изучать с пятого класса, тогда уже приходится учиться по субботам.

— Я думаю, если в школе только одна смена, то и до 11-го класса можно сделать пятидневку при наличии часового отдыха в середине дня, как делают во многих школах Санкт-Петербурга и Москвы, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея № 7 Елена ДАВЫДОВА. — Я считаю, что дети должны проводить два дня с родителями.

Как нам рассказал руководитель городского управления образования Константин ВИКТОРОВ, в первую очередь именно от школы зависит, сколько дней в неделю будут заниматься ученики. Кстати, по закону «Об образовании» родители имеют право участвовать в учебном процессе, поэтому их пожелание по поводу перехода на пятидневку может быть учтено администрациями школ при принятии решения. Тем не менее, по словам Константина Георгиевича, введение пятидневки во всех классах находится и в компетенции областного департамента образования. Если в ведомстве примут по­правку к учебному плану, то у школьников появится нормативная возможность отдыхать два дня в неделю. Корреспонденты «МОЁ!» отправили запрос в департамент образования Воронежской области, чтобы узнать, насколько реален в нашем регионе перевод на пятидневку. В ближайших номерах мы обязательно вернёмся к этой теме.

О том, что думают психологи и педиатры о шестидневной и пятидневной неделе, читайте в полной версии материала в разделе «Газета «МОЁ!».

Автор новости:

Ольга ГНЕЗДИЛОВА

Поделиться новостью в соц. сетях