Зачем воронежские автомобилисты снимают гаишников на видео и выкладывают в Интернет?

Интернет пестрит такими роликами, многие из которых откровенно провокационного содержания

15.10.2014 09:52
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Всё большую популярность у воронежских автомобилистов приобретает мода снимать на видеорегистраторы или телефоны своё общение с сотрудниками ГИБДД, а потом выкладывать эти ролики в Интернет. Появились целые общественные движения вроде «Дорожного контроля», активисты которого «воспитывают» гаишников, проверяя их знание правил дорожного движения, административного кодекса, закона «О полиции» и административного регламента (так называемого приказа МВД № 185).

Чаще всего видео начинается с того, что ДПСник останавливает автомобилиста, а тот начинает требовать, чтобы инспектор правильно и по форме представился, назвал причину остановки (как того требует пункт 20 административного регламента). Либо водитель отказывается предъявлять права и документы на машину, поскольку останавливать авто для проверки документов гаишники имеют право только на стационарных постах ДПС или во время спецопераций (да и то не всех).

Как правило, авторы видео юридически подкованы, сыплют формулировками из законов и правил, статьями и пунктами. Сотрудники ДПС часто теряются, путаются, демонстрируют слабое знание законов и правил. И чем более в глупом свете предстаёт гаишник, тем больше восторга у пользователей Интернета вызывает видео.

Сеть просто пестрит такими роликами. Причём некоторые из них, что носят провокационный характер. К примеру, один из пользователей под ником MyVirt выложил на сайте YouTube видео, где автор, поравнявшись с патрульной машиной гаишников, которая развернулась перед ним через две сплошных, интересуется у них, почему они разворачиваются без звукового сигнала и не пристёгнуты. В ходе выяснения отношений с инспектором автор видео матерится, на что гаишник называет его оленем. Кстати, к этому видео пользователь прилагает скан документа, из которого следует, что инспектор привлечён к дисциплинарной ответственности.

Автор этого видео Евгений, с которым связались корреспонденты «МОЁ! Online», говорит, что к таким крайним методам общения с «недобропорядочными сотрудниками» ГИБДД его подтолкнула пара конфликтных ситуаций с гаишниками из личного опыта.

— Извините, но никакие другие методы на них не действуют, потому что они уверены в своей безнаказанности, — жалуется Евгений. — И я физически готов к тому, что со мной могут поступить, как и с Ширмановым (саратовский борец за права водителей Евгений Ширманов подвергся нападению со стороны неизвестных лиц за аналогичные действия в отношении гаишников. Но сила в правде. И правда может быть даже такой жёсткой.

Так что же на самом деле представляют собой эти ролики — пустой «троллинг» гаишников или искреннее стремление авторов видеозаписей указать сотрудникам ГИБДД на их ошибки и повысить правовую грамотность автомобилистов? Мы задали этот вопрос представителям «Дорожного контроля», правозащитнику и самим сотрудникам ГИБДД.

Основатель движения «Дорожный контроль. Воронеж» Вадим СЕРОВ:

«У нас нет цели наказать гаишников или выставить их в глупом свете. Поверьте, в Интернет мы выкладываем далеко не все видеосюжеты, которые у нас есть. Те ролики, которые могут откровенно запятнать репутацию сотрудников ГИБДД, мы держим при себе. Мы хотим, чтобы гаишники были настоящими полицейскими, за которых не было бы стыдно ни их руководству, ни нам с вами. Мы хотим, чтобы водители не чувствовали себя бесправными при общении с инспектором, но и не забывали о своих обязанностях. Приятно видеть, когда после наших сюжетов что-то меняется. Например, некоторые инспекторы ДПС стали возить с собой правила дорожного движения и лишний раз просматривать их на посту. То, что разрешили для всех парковку возле здания ЮВЖД и устранили ляпы с разметкой и знаками на площади Ленина, — тоже наша заслуга. Главный совет для водителей — общайтесь с сотрудниками ДПС корректно, не переходите на личности, и вам всегда удастся доказать свою правоту, если правда действительно на вашей стороне».

Позиция ГИБДД:

«Иногда такие видео действительно помогают вскрывать нарушения и среди инспекторов ДПС, и среди водителей, — признают в воронежском батальоне ДПС ГИБДД. — Но эти ролики часто служат не очень хорошим примером. Особенно для тех, кто сам, не читая законов и правил, начинает предъявлять претензии. Это отнимает много времени. За те полчаса, что длятся такие препирательства, инспектор мог бы предотвратить ДТП или выявить несколько нарушителей. Часто подобные конфликты приводят к плачевным последствиям для водителей. Но этого в Интернете не покажут. В декабре был случай, когда водитель, подстрекаемый пассажиром, устроил скандал, отказываясь предъявлять документы. Тогда его оформили по ст.19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции») и дали 10 суток ареста. Он раскаялся в суде, но было уже поздно — Новый год ему пришлось встречать за решёткой. Помните: инспектор не будет останавливать вас «просто так». Если вы видите нарушения со стороны инспектора, снимайте это на видео, обжалуйте. Но не вступайте в ненужные конфликты на месте. В конце концов есть телефон доверия УГИБДД 220-20-60, позвонив по которому вы можете сообщить о злоупотреблениях гаишников. Если случай будет вопиющий, на место тут же выедет ответственный дежурный по городу».

Председатель воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай КИСЕЛЁВ:

«Казалось бы, в законе «О полиции», административном регламенте МВД, КоАП и ПДД всё регламентировано предельно ясно и чётко. Тем не менее, видеоролики свидетельствуют об огромном количестве конфликтных ситуаций при остановке транспортных средств. При их просмотре прихожу к выводу, что, как правило, «оба хороши». Водители, нахватавшись умных слов из Интернета, во всём видят ущемление своих прав. Хотя в действительности это не всегда так. Часто приходится видеть в таких роликах как водитель, снимая действия инспектора на видео, тут же кричит о нарушениях Конституции, если инспектор начинает снимать в обратную. Водителю мерещится вмешательство в его «личную жизнь» (сотрудник ГИБДД имеет право снимать водителя на видео (п. 24 административного регламента МВД). — «Ё!»).

Водитель может, конечно, предполагать, что остановка бесцельна и потому незаконна. Но до начала общения с инспектором точно знать об этом не дано. Также водителям не дано право на месте делать выводы о законности либо незаконности действий инспектора. Предполагаете незаконность? Документируйте и обжалуйте в установленном порядке. Фактов признания действий инспекторов незаконными и привлечения их к дисциплинарной ответственности предостаточно, в том числе и в Воронежской области.

Требования ПДД РФ об обязанности передачи инспектору документов для проверки не связаны с основанием для остановки. Инспектор потребовал — надо передать! Да, перед тем как потребовать, инспектор тоже кое-что обязан сделать (п.20, п.67 Регламента). Если он не выполнил относящиеся к нему требования — документируйте (снимайте) и затем обжалуйте, но не нарушайте сами в ответ на его нарушение.

Иной раз такие водители качают свои мнимые права до тех пор, пока не оказываются на судебной скамье за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей.

Инспектора, в свою очередь, несмотря на все реформы и переаттестации, по-прежнему, не хотят менять психологию отношений с водителями, мнят себя королями дорог, для которых закон не писан. Не утруждают себя даже мыслями о законности остановки. Вот захотел остановить — и остановил!

Закон даёт, действительно, колоссальный диапазон оснований для остановки! Но ведь иной инспектор считает ниже своего достоинства что-то обосновывать. Зачастую это происходит и по причине элементарной правовой неграмотности. Таких инспекторов тоже хватает.

Полагаю, что здесь отчётливо видится влияние руководителей среднего звена (командиры взводов, рот, батальонов), которые на инструктажах по-прежнему требуют только плана по составленным протоколам, не заморачиваясь соблюдением закона (видео на эту тему тоже не редкость). Руководство ГАИ закрывает на всё это глаза, так как количеством выявленных нарушений легко отчитаться перед высшим руководством.

Так что работать над собой нужно всем. Однако если инспектор останавливает — надо останавливаться. Ни в коем случае нельзя следовать провокационным советам лжеправозащитников о том, что если, мол, ПДД не нарушал, документы в порядке, то можно и не останавливаться!

В целом, «просто так» останавливать стали реже. Вот, например, за 2 500 км недавнего путешествия на юг и обратно, моя скромная персона не заинтересовала ни одного из десятка инспектор ДПС, с которыми я встретился взглядом. Не нарушаешь — счастливого пути! Вот так бы и в Воронеже!

А с другой стороны: объехал кто-то пробку по встречной, а тут бы инспектор с жезлом и железобетонными основаниями к остановке. Однако в Воронеже, к сожалению, неотвратимость наказания за такое хамское поведение на дороге призрачна. У нас в основном тормозят в надежде: «авось что-нибудь накопаю». Либо просто стоят на перекрёстке, как памятники, и вообще не реагируют ни на какие нарушения. Ещё набирают силу не имеющие правовой основы полицейские облавы, когда останавливаются все автомобили подряд.

Не одобряю я и деятельность некоторых общественных движений, члены которых специально провоцируют инспекторов на нарушения. Как говорится, лезут на рожон в попытке вывести инспектора из терпения и заставить его нарушить ту или иную норму закона. Опытный и грамотный инспектор, естественно, и из такой ситуации выйдет с честью. Но таких немного… Удачи на дорогах!»

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.