Прислать новость

Лучший трафаретчик России в Воронеже: «От полицейских никогда не убегаю»

Виктор Фрукты приехал в Воронеж с мастер-классом и рассказал «МОЁ!» о тонкостях траф-арта

29.08.2014 09:50

В рамках воронежского фестиваля стрит-арта «Здесь» на минувших выходных пермский художник Виктор Ершов провел в Центре современного искусства мастер-класс по траф-арту для всех желающих. Сам Виктор пробудет здесь до 30 августа и украсит одну из стен нашего города своей работой, расположение и содержание которой пока держит в секрете. Работая над новым трафаретом, художник поделился с «МОЁ!» секретами своего мастерства.

Виктор Ершов, также известный как Фрукты Врукты, — победитель и участник многих конкурсов и фестивалей, в 2012 году признан лучшим трафаретчиком России по версии журнала Traforo. До начала активной творческой деятельности работал следователем, но из-за внутреннего конфликта решил уйти. В тот день, когда вышел приказ об увольнении, Виктор поступил на философский факультет. Впервые Фрукты взял баллончик с краской на конкурсе росписи дверей, а работой, которая его прославила, стал проект «Исторические RE:марки», занявший первое место в пермском стрит-арт фестивале «Экология пространства» в 2012 году.

— В чем, как тебе кажется, заключаются преимущества уличного искусства? Может ли заниматься стрит-артом человек без навыков и художественного образования?

— В уличном искусстве мне нравится возможность вступать в диалог с человеком, которого ты никогда не увидишь. И он тебя никогда в жизни не увидит, но вы можете найти какие-то точки соприкосновения на улице через те объекты, которые там есть. Сам себя я не считаю художником. Я обычный человек. Но и самый обычный человек может что-то создавать. Не существенно, делаешь ли ты искусство или просто что-то созидаешь. Внутренняя сторона процесса важнее, чем внешняя.

— Каковы плюсы и минусы в использовании трафарета?

— Преимущество трафарета — прежде всего в возможности многократного нанесения изображения. Важна и скорость нанесения. Если ты рисуешь нелегально, то это особенно необходимо. Трафарет также позволяет создавать точные копии изображения и избежать ошибок. Из минусов могу назвать долгую подготовительную работу, которая требует терпения и усидчивости, и отсутствие свободы действий, импровизации.

— Какие материалы используются для изготовления трафарета?

— Я чаще всего использую бумагу, однако это самый недолговечный материал, он не выдержит несколько десятков нанесений. К тому же по бумаге нельзя работать фасадными красками. Можно еще использовать картон или пленку, но из них сложнее вырезать. Отверстия в бумаге я делаю выжигателем, пленка же вообще исключает такую возможность. А на картоне очень сложно работать ножом.

— Как подготовить изображение?

— Чем выше качество изображения, тем проще будет сделать из него трафарет. В графическом редакторе — я покажу свой способ на примере Photoshop — нужно перевести цветное изображение в черно-белое, увеличить разницу между черным, белым и серым с помощью «Кривых» или «Уровней». Затем выбрать фильтр «Аппликация» и в «Количестве уровней» указать число цветов, которое будет использовано. Чем больше это число и чем сложнее края, тем реалистичнее станет изображение и тем сложнее будет его вырезать. Распечатать можно по частям на листах A4 на обычном черно-белом принтере через программу Corel Draw и склеить скотчем или малярной лентой. Чаще всего нужно сделать столько копий, сколько будет цветов, и вырезать каждый цвет на отдельном листе.

Как вырезать сложные элементы, типа букв «о» или «в», чтобы не выпадал центр?

— Есть несколько способов. Во-первых, можно вырезать буквы не до конца, оставляя перемычки, но это не всегда красиво. Во-вторых, можно для этого приклеить тонкую проволоку, под которую будет попадать краска и она не оставит следов. В-третьих, если в работе будет много слоев, можно разделить буквы пополам и рисовать половинки на отдельных слоях. Есть еще один способ, который я открыл для себя не так давно, — использовать клейкую ленту-серпянку. Она неплохо держит элементы, но может оставлять слегка заметные следы в виде сеточки.

— Что важно учесть в работе на улице?

— Конечно же, погоду. Невозможно рисовать в дождь, и очень сложно работать, когда дует ветер. Трафареты постоянно улетают, могут испортиться, попасть под колеса. Их нужно чем-то прижимать к земле и хорошо фиксировать лентой на стене. Я всегда говорю, что лучший помощник в таком деле — вторые руки.

— Какую использовать краску и как ей пользоваться?

— Я стараюсь использовать аэрозольную краску MTN-94. Она наиболее укрывистая (т.е. хорошо перекрывает предыдущий цвет — прим. авт.), у нее меньше вероятность подтёков. Из-за своей густоты она не так сильно впитывается в бумажный трафарет, и даже порой после использования он становится прочней. Насадки, или кэпы, могут быть разной толщины. С каждой краской в комплекте идут разные кэпы, но их можно купить и отдельно в магазине. Скорее всего, людям будет удобнее работать с тонким кэпом, но лично мне подходят и широкие: мне они удобны тем, что сами прижимают струей бумагу к поверхности. Перед использованием баллон необходимо встряхивать не меньше трех минут, а при распылении держать его вертикально и перпендикулярно к поверхности, на которую наносится рисунок.

— Что делать уличному художнику, если полиция или прохожие обвинят его в вандализме?

— Нужно понимать, кому принадлежит объект, на котором ты рисуешь, и отдавать себе отчёт, причиняешь ли ты ущерб кому-то своими действиями. По мне, улица становится только лучше, когда серый электрошкаф превращается в арт-объект. Если ты просто нарисовал изображение нелегально, не насмехаясь над существующими ценностями, в этом вандализма не будет, разве что порча имущества или хулиганство. Я стараюсь создавать такие вещи, которые ценны не только для узких групп людей, стремлюсь к общечеловеческому. Если рисовать с такой позицией, не так страшно, что к тебе подойдут полицейские. Если ко мне подойдут сотрудники полиции, я не буду убегать или прятаться, я с ними буду разговаривать, потому что считаю, что делаю все правильно, создаю хорошие вещи, ценные для окружающих людей. Получается, несмотря на то, что с юридической точки зрения я нарушаю закон, с социальной точки зрения в этом нет ничего плохого.

Автор новости:

Ангелина ГАВРИЛОВА

Поделиться новостью в соц. сетях