Татьяна Толстая в Воронеже: «Работники умственного труда плохо выглядят»

Писательница на творческой встрече рассказала, почему не смотрит телевизор и как фильтрует информацию

29.07.2014 11:19
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Вчера, 28 июля, впервые в Воронеж приехала известная писательница и популярная телеведущая Татьяна Толстая. Её пригласило «Агентство по инновациям и развитию» провести творческую встречу, посвящённую литературе и журналистике. В актовом зале главного корпуса ВГУ, где проходила встреча, был аншлаг.

Как только Татьяну Никитичну пригласили на сцену, писательница сразу всех расположила к себе, постоянно иронизирую и подшучивая. Когда ведущий встречи представил писательницу, как телеведущую известной программы «Школы злословия», Толстая тут же сострила:

— Всё, больше не ведущая. Выгнали. Я вела эту передачу 12 лет. За это время я бы закончила полную школу в любом государстве. Пожалуй, хватит.

У пришедших на встречу с Татьяной Никитичной было около часа, чтобы пообщаться с писательницей. Много вопросов было связано с тем, как СМИ освещают события.

— Телевизор я уже лет семь не смотрю вообще, даже новости, — рассказала Татьяна Толстая. — В последнее время СМИ я не верю! Из них напрямую информацию не черпаю. Там что-то содержится, но, до какой степени это является враньем, сказать трудно. Но мне все-таки интересно, что происходит в нашей стране, особенно в последнее время. Я быстро просматриваю свою френд-ленту в соцсетях, поскольку у меня там есть люди, которые уже переварили информацию из газет и телевидения. Затем с этим начинают спорить другие люди, которые считают, что и это вранье. Такая система отжима информации и приводит к какому-то среднему результату, которому можно более-менее верить. По крайней мере, можно увидеть проблему, освещенную со всех сторон.

— А вы обижаетесь, если вам негативные комментарии пишут?

— Нет, но я с первого взгляда вижу и понимаю цель пишущего. Кому-то постоянно надо материться, кто-то нарочно оскорбляет. Можно их оставить. Но если люди начинают доставать моих явных друзей — меня-то не достанешь, — то тогда я этого человека забаню. Но меня настолько трудно удивить, и я не знаю, что такое нужно написать… Идут какие-то вялые оскорбления, что даже смешно. Там вообще не на что обижаться. Другой вопрос — класть чертополох в эти букеты ромашек или тупо ромашиться на себя.

— Есть расхожее мнение, что две профессии оставляют на лице женщины отпечаток — проституция и педагогика. А писательская деятельность оставляет на лице женщины след?

— Никогда не слышала об этом. Но из наблюдений — на ранней стадии занятия проституцией женщина выглядит просто очаровательно. Если она много берет денег за свою работу, она продолжает выглядеть очаровательно. Если она мало берет, много пьет и валяется в подворотне, она действительно будет выглядеть как многолетняя учительница. Если это хорошие преподаватели, они святые люди. Если они злые училки, то будут выглядеть также плохо, как представительницы первой древнейшей. Писатель — человек, который много думает, у него расслабляются мышцы лица и он выглядит тупым. Он смотрит в экран, встрепан, у него отвисшая нижняя губа, тупо вылупленные глаза, он чешет в голове, он ходит в халате. Он плохо выглядит, как все работники умственного труда.

— Как вы думаете, почему трагедию в московском метро обсуждали всего несколько часов и забыли о ней, а о падении «Боинга» на территории Украины говорят до сих пор?

— Бессмысленно спрашивать «почему», потому что это огромное политическое событие, которое ставит нас на грань третьей мировой войны. И никто не знает, кто сбил самолёт. Каждый — наши, Украина, США — говорят, что знают, обвиняя другого в свою пользу. При этом никто никаких фактов и доказательств не показывает. Вместо того чтобы прийти к компромиссу, каждый кидает в другого злобные оскорбления. Это чудовищно, потому что ни одна внутренняя трагедия не должна затмеваться другим событием, даже таким серьёзным и страшным, как падение боинга, потому что речь идёт о наших людях. Я представляю себе состояние семей, чьи близкие погибли. У меня невестка 10 лет назад погибла в метро во время теракта. Она тогда ехала в поезде на работу. Я представляю себе, что это такое  — смерть в метро. Так что такие вещи я принимаю очень близко к сердцу. Эта трагедия уходит корнями в то, что законодательным путём у нас уничтожены ГОСТы и СНИПы. Уже ты можешь строить дом, мост, метро так, как ты хочешь. Вот это страшно.

Какие книги Татьяна Толстая советует почитать детям, и о дружбе писательницы с Иосифом Бродским и Петром Вайлем читайте в следующем номере «МОЁ!».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.