Причиной падения «Протон-М» считают производственный дефект двигателя, собранного в Воронеже
В Центре Хруничева официальную версию считают несостоятельной
Глава комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» Александр Данилюк заявил, что причиной ЧП стал производственный дефект в ходе сборки одного из двигателей третьей ступени. Об этом сообщают "Известия". Брак привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата.
Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником связи «Экспресс АМ4R» стартовала с Байконура 16 мая. Третья ступень начала работу на 324-й секунде полета и должна была закончить на 583-й секунде. В реальности полет завершился на 546-й секунде — третья ступень не доработала 37 секунд. Телеметрия показала резкое падение давления в рулевом двигателе третьей ступени. Если считать выводы комиссии верными, то виноватых в производственном дефекте следует искать на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), который является филиалом Центра Хруничева. Как пишут «Известия», закупка, установка и испытания подшипника проводились на ВМЗ.
Между тем издание сообщает, что в руководстве центра считают выдвинутую комиссией версию несостоятельной:
— Версия с подшипником никак не ложится в те математические модели, которые сделаны. Но альтернативной версии у нас нет. Честно говоря, мы сами не понимаем, что произошло, однако и в Центре Хруничева, и в Конструкторском бюро химавтоматики, где разрабатывался двигатель, полагают, что версия о подшипнике здесь не подходит.
Эксперты, в свою очередь, считают, что в причинах произошедшего надо разбираться более тщательно. Ведь авария может повториться по той же невыявленной причине. В 1999 году такая ситуация уже была: по одной и той же причине упали два «Протона». Тогда комиссия торопилась подписать заключение, чтобы как можно быстрее возобновить пусковую программу.
Читать все комментарии