Лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров: «Музыка нужна, чтобы не сдохнуть»

29 мая в Воронеже прошел мастер-класс известного продюсера и музыканта

30.05.2014 11:41
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Вчера, 29 мая, в здании Мариинской гимназии (она же бывший Дом офицеров) прошёл мастер-класс музыканта, продюсера и писателя Олега Нестерова. Лидер московской группы «Мегаполис» рассказал воронежцам о музыке в целом, предназначении продюсера и разницы между игрой и исполнением.

Послушать человека, который в разное время помог найти себя Найку Борзову и группе «Ундервуд», пришла разношёрстная аудитория. В одном помещении оказались татуированные рок-музыканты, прогрессивная молодежь и творческая интеллигенция города. Единственное, что всех объединило, — любовь к музыке.

О музыке

Нестерова, как и положено музыканту, приветствуют аплодисментами. Хотя в ходе лекции гость замечает, что настоящий творец не должен покупаться на «всё это». Слава и интервью только отвлекают музыканта от творчества, мешают сосредоточиться.

− Вот все наезжают на Земфиру за то, что она такая гадкая. А она состоит из молний, она не может сказать: «Горшочек, не вари»!

А вообще Нестеров считает, что сочинять музыку может практически каждый человек.

В начале встречи он заметил, что две тысячи лет назад люди не собирались в душных аудиториях, после работы для того, чтобы узнать что-то новое. Они и так понимали всё, что им нужно. Точно также с музыкой — она играет в каждом из нас. И очень часто это музыка, которой нет в Интернете или на радио. Её вообще ещё не существует. Просто врач или физик не способны понять, что они сочинили что-то новое, они считают, что эту мелодию они уже где-то слышали.

− Человек — не зверушка: поел-поспал, поспал-поел, − активно жестикулирует лектор. − Без чего-то ещё мы с ума сойдём. Вот как вы думаете, зачем нужна музыка?

− Для красоты, − доносится из зала.

− Ну, можно и так сказать, если вы не подразумеваете под красотой сумочку от Луи Витон. Вот вы думаете, раньше музыка нужна была для ритуалов, обмена информацией, эстетического удовольствия. Это всё верно. Но в первую очередь музыка нужна, чтобы не сдохнуть.

О продюсировании и звукозаписи

Раньше музыканты и целые оркестры давали концерты. И всё было прекрасно. Но в какой-то момент Паганини не захотел ехать на гастроли.

− What? I don’t know,  не поеду я в этот ваш Саратов, — заявил великий музыкант. И тогда люди пошли на великий обман, и изобрели звукозапись. Но это ведь всё неправда, − громко заявляет Нестеров, бросая воображаемую трубку. — Музыканты, находящиеся в зале, подтвердят мои слова: нельзя одинаково сыграть одну и ту же мелодию. Ведь правда? Это зависит от аудитории, от настроения, от того, как и с кем ты спал. А эти хитрецы придумали закатывать музыку в консервные банки. Это же ложь. Нельзя создать универсальную вещь. Вот в музыке Рахманинова не услышишь Микки-Мауса или Гитлера, потому что не было их ещё.

Также Нестеров рассказал и о выборе профессий. Рецепт, по сути, универсален и для музыканта, и для грузчика:

− Я только недавно понял, как все это функционирует. Вот вы думаете, что не бывает так, чтобы перед вами открывались все двери. А оно на самом деле только так и должно быть. Если они не открываются, значит, вы идёте неправильной дорогой. Ты вообще не врач, иди дома строй!

Хотя, как говорит Нестеров, даже на правильном пути не всё бывает гладко. Продюсер говорит, что «Студия для музыканта как роддом для женщины — неприятно, но необходимо».

− Понимаете, в студии должен быть человек, который думает. Музыкантам это вредно. Они люди творческие. Я для себя выявил 3 принципа творчества: не понимать что происходит, ничего не ждать и ни от кого не зависеть. Тогда всё будет хорошо. В студии музыканты должны отрываться и играть от души. А проверить, чтобы всё работало, встретить в студии, снять с него рюкзак (прим.ред — груз забот) и создать правильную атмосферу — это моя работа. Вы как считаете, − обращается Нестеров к одному из зрителей, − в студии музыкант должен быть собран? Нет! Он не должен ходить по струнке, настоящую музыку так не записывают. В студии должен быть фан.

А ещё, по мнению продюсера, важно разделять два глагола: «играть» и «исполнять». Резонанс между двумя этими понятиями и есть бесконечность, в которую музыкант затягивает своих слушателей. Этого никогда не случится, если он будет «исполнять».

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.