«Уроки семьеведения в школе — очередная профанация?»

С нового учебного года по всей России для учеников старших классов вводят курс по правилам создания семьи. По замыслу наших чиновников это позволит совершить прорыв в демографии. Только у людей, работающих не в кабинетах, а на земле с детьми — учителей, психологов, врачей, — мнения по поводу глобальных идей неоднозначные

25.04.2024 08:01
МОЁ! Online
28

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

«Уроки семьеведения в школе — очередная профанация?»
Татьяна Голикова

«Акцент на формирование семейных ценностей будем делать со школьной семьи. С 1 сентября (…) в школах вводится предмет «Семьеведение» для старших классов. Вводим его в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы. Это не будет уроком в привычном понимании. Важно, чтобы это был доверительный и деликатный разговор между учителем и детьми с обратной связью, направленный в том числе на формирование позитивного отношения к созданию семьи».

Это цитата из выступления вице-премьера Татьяны ГОЛИКОВОЙ на совещании президента Владимира Путина с членами правительства РФ 5 апреля. Татьяна Алексеевна «отметила важность сохранения и укрепления российских традиционно-нравственных, духовных ценностей среди детей и молодёжи».

Не новшество

До начала нового учебного года четыре месяца. Только ни учителя, ни родители, ни сами ученики, с которыми я говорила, пока не понимают, как это будет, по каким учебникам, надо ли их покупать или дадут бесплатно, как будут ставить отметки и будут ли, как и кто научит самих учителей, кто будет вести и за какие деньги. Не особо понимают это, похоже, и в министерстве образования Воронежской области. На редакционный запрос «МОЁ!» получен шаблонный ответ:

Новый учебный предмет введут в воронежских школах с 1 сентября
В ТЕМУ

«В 2024/2025 учебном году охват предметом в регионе составит около 19 тыс. учащихся 10 — 11-х классов. Вести предмет будут педагоги, которые ведут внеурочные занятия «Разговоры о важном» (около 1 100 педагогов). Привлекут психологов и учителей истории. После разработки на федеральном уровне примерного содержания предмета «Семьеведение» областной Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова составит программу дополнительного профобразования для подготовки педагогов».

Однако наши чиновники — оптимисты: «Чтобы преподавать данный предмет, не требуется масштабной переподготовки педагогов». Симптом тревожный. Как и то, что миссию «семейного курса» возложили на учителей, которые тянут «разговоры о важном». А тянут их классные руководители — порой даже не гуманитарии. Между тем пособия для учеников, сообщили в воронежском минобре, тоже «пока нет, разрабатывается». Как намерены оценивать знания — неясно, форму аттестации школы утвердят сами, но, скорее всего, без стандартных двоек с пятёрками из-за «особенностей предмета».

Депутат Госдумы от «Единой России» Николай Николаев направил в Минпросвещения РФ депутатский запрос по поводу нового предмета. Ответ за визой замминистра Анастасии Зыряновой тоже не отличается ясностью. Ключевое:

  • курс внеурочный, однако «являющийся неотъемлемой частью основной образовательной программы». При этом, считают в Министерстве, рост нагрузки на учеников «не предусмотрен», потому что формы реализации будут «отличны от урочных»;

  • учебно-методические материалы (для педагогов) разработают после того, как напишут программу для детей — «с учётом положительного опыта» того же курса «разговоров о важном». В отличие от воронежских чиновников в Минпросвещения назвали «важным обеспечение соответствующей подготовки педработников»;

  • программа нового курса будет соответствовать ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам): по госзаданию Министерства её разрабатывает федеральный Институт стратегии и развития образования. Рабочие материалы готовят по тематикам: «Семейные ценности». «Семейные традиции». «Семейный климат». «Что укрепляет семью, что разрушает». «Кто в семье главный?» «Как найти свою половинку?» «Первые годы совместной жизни: романтические мечты и реальность». «Будущая мама». «Будущий папа». «Как быть хорошими мамами и папами» и т. д., есть даже о «домашних питомцах в семье». Предполагается «учёт многообразия национальностей, культур, языков и обычаев проживающих в России народов». При этом «продолжат действовать учебные пособия по семьеведению, используемые в регионах в соответствии с законодательством об образовании».

Да, друзья, это не новшество. В пилотном режиме курс стали внедрять около 15 лет назад. Как факультатив, внеклассный час, в рамках обществознания. Где-то во всех школах, где-то — в отдельных. Сначала точечно. А к 2017-му он охватил старшеклассников порядка 60 (!) регионов. Называется «Нравственные основы семейной жизни». Теперь внимание.

С божьей помощью?

Разговоры, что надо бы сделать курс обязательным для всей страны, пошли в 2015-м. С подачи… РПЦ. Ещё в 2007-м появился учебник с одноимённым названием за авторством священника из Екатеринбурга Дмитрия Моисеева и монахини Среднеуральского женского монастыря Нины (Крыгиной). Даже прошёл экспертизу с одобрительным грифом — в РПЦ же. Семейной морали по нему стали просвещать детей в Свердловской, Курганской, Оренбургской, Челябинской, Калужской, Костромской областях и Петербурге. К 2012-му учебник оброс пособиями не только для школьников, но и для учителей, превратившись в «учебно-методический комплекс».

Священник Моисеев по мирскому образованию учёный-биолог: кандидат биологических наук, исследователь степной и высокогорной растительности Урала. Монахиня Нина — кандидат психологических наук, экс-профессор Магнитогорского госуниверситета. Прежний министр образования Дмитрий Ливанов идеей почему-то не проникся.

Однако по этому писанию продолжали учить детей. Хотя у многих оно вызывало, мягко говоря, недоумение. Сентенциями вроде: «умственные способности мужчин значительно шире, чем у женщин», «связь девственности с качеством потомства смогли доказать учёные» (с отсылами к ереси о телегонии), а также антипропагандой контрацепции.

В октябре 2017-го удочку с идеей о повсеместном уроке семьеведения в Минобр РФ закинула Ольга Леткова, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ, член правления Союза православных женщин. С продвижением той же церковной «хрестоматии». Однако что-то опять пошло не так.

Наступает август 2023-го. В Общественной палате (ОП) РФ созывают круглый стол, собираются представители Госдумы, Минпросвещения, очередного «православного женского союза». Повестка — ОП берётся за формирование рабочей группы и научно-методического сообщества для создания единой программы «Семьеведения». Как писала газета «Ведомости», задача предмета виделась участникам во внедрении «традиционных ценностей семьи, любви и нравственности в современную молодёжь» и в том, чтобы «разобраться с политической проблемой демографии в стране». Прозвучала статистика от замдиректора Института изучения детства, семьи и воспитания Оксаны ШЕСТАКОВОЙ: по данным исследования, только 51% процент учеников планируют вступить в брак и лишь 16% называют наличие детей значимой семейной ценностью. Как исследовали и считали — непонятно. Рефрен же идеи — в умозаключении представителя самой ОП РФ Сергея РЫБАЛЬЧЕНКО: христианство возникло в семье, когда князь Владимир женился на византийской принцессе Анне, тогда произошло «преображение человека», поэтому важно «идти по пути духовных основ» в вопросе воспитания семейственности в подрастающем поколении, и будет хорошо, если семьеведение в учебных заведениях станут вести священники. Рыбальченко, сообщали «Ведомости», привёл в пример выпускниц некоей православной гимназии, которые и не помышляли об аборте, «потому что их воспитывали, что это смертный грех и за него придётся отвечать». Товарищ, если что, председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей.

22 ноября 2023-го президент Владимир Путин подписывает Указ № 875 «О проведении в РФ Года семьи». 26 декабря правительство РФ утверждает план мероприятий, 79-м пунктом в плане значится «Введение курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в течение 2024 года».

1 марта 2024-го в Общественной палате РФ собирается уже целая Межрегиональная конференция по вопросам продвижения федеральной инициативы семейно ориентированного образования. Кроме представителей самой ОП среди организаторов Союз православных женщин при участии Фонда по премиям памяти митрополита Макария. Присутствует соавтор легендарного пособия священник Дмитрий МОИСЕЕВ. И говорит речь (цитата по пресс-релизу ОП):

«Россия сейчас — одна из самых малонаселённых стран планеты. В то время как в ряде стран объективно идёт процесс перенаселения. Народная мудрость гласит: «Свято место пусто не бывает». А Россия — это Святая Русь. В демографическом плане возникла разность потенциалов, создающих условия для заселения нашей страны извне, что может привести к смене коренного населения России и культурно-исторического кода. В миграционной политике важно научиться использовать эти риски во благо Отечества, а именно — соблюдать принцип отслеживания качества приезжающих людей, а также создавать действенные механизмы их инкультурации, чтобы со временем они становились частью Русского мира».

5 апреля вице-премьер Татьяна Голикова объявляет президенту о введении курса «семьеведение» во всех школах страны с 1 сентября.

Сергей РЫБАЛЬЧЕНКО

«Я поддерживаю инициативу Министерства просвещения, — живо реагирует член ОП Сергей Рыбальченко. — Считаю, что в большей степени этим требованиям отвечает курс «Нравственные основы семейной жизни», который реализуется в ряде регионов более 10 лет. Согласно опросу, который проведён нашей Комиссией по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, 66 процентов детей хотят, чтобы в школе были такие уроки. Отрицательно высказались только 16 процентов».

Как исследователи, инициативный общественник не рассказал. Но на всякий случай напомню 14 статью Конституции РФ: «Российская Федерация — светское государство».

«Может, не стоит обманываться?»

— На мой взгляд, происходящее печально. Вводится очередной странный курс, который выглядит написанным на коленке для галочки, — считает Анна Штернберг, учитель русского языка и литературы из Ижевска со стажем 27 лет, член совета независимого профсоюза педработников «Учитель», который объединяет 23 региона страны. — Как всегда, не было публичного обсуждения ни целей и задач нового предмета, ни его содержания. Другой важный вопрос — кадры. Кто будет вести курс, если специалистов по семьеведению у нас нет? И решать вопросы семьи и нравственности, проблемы демографии, думаю, должна не церковь. В школах её уже, мне кажется, слишком много. Без внятной программы, одобренной не чиновниками, а специалистами-психологами, без подготовленных кадров всё будет опять на уровне нравоучений, т.е. очередной профанацией. Это ещё одна дополнительная бессмысленная нагрузка на детей и учителей, которые и без того работают на 1,5 - 2 ставки. Такое «нововведение» тем более странно, что подобное вводилось в 80-х годах. Я, учась в советской школе, застала курс «Этики и психологии семейной жизни», который быстро обнаружил свою несостоятельность по уже названным выше причинам. Но мы снова хотим наступить на те же грабли. Чтобы сохранять семью, нужно развивать у детей эмоциональный интеллект, учить общаться, договариваться с малых лет: на этом в целом должно строиться общество, окружающее ребёнка. Важно учить не только детей, но и взрослых выстраивать отношения между собой. А в школе, в которой дети проводят огромную часть времени, до сих работает палочная система, и никакого диалога нет ни с кем — у нас одно противоречит другому. Так что при этой системе образования, которую мы имеем, при тех глубоких социально-культурных ранах страны нормальное «семьеведение» едва ли возможно, увы.

А вот сельский учитель. Руслан Хузин преподаёт физику и информатику в селе Криулино под свердловским городом Красноуфимском. Стаж 18 лет. В 2022-м стал «Лучшим цифровым учителем» страны на конкурсе интернет-технологий в образовании в «Сколково». Руслан Илдарович ведёт свой блог в «Дзене»: 78,8 тысячи подписчиков. И это его мысли:

«У людей мало уверенности в завтрашнем дне, особенно у учителей с их зарплатами. Я считаю, должно пройти немало лет, чтобы переломить ситуацию, а школьники относились к новому курсу по-другому. Плюс не стоит забывать про педагогические кадры. Их реально не хватает, а тем более проводить такой курс, как «семьеведение». К тому же учитель в глазах ребёнка должен быть хорошим примером и примерным семьянином. Но, как вы понимаете, это не всегда удаётся и авторитет в этом вопросе будет изначально подорван. И получается, что хорошая идея может довольно быстро стать тем предметом в школе, к которому школьники будут относиться, мягко говоря, несерьёзно. А фото в группах «ВК» со счастливыми лицами детей не спасут ситуацию. Так, может, не стоит себя обманывать?»

У статьи сельского учителя 10 тысяч прочтений, комментариев — порядка 500. Не только от коллег-педагогов из разных школ, но и родителей детей. В них то же непонимание нового курса и никаких розовых ожиданий.

На нашем сайте мы провели свой опрос: «Школьникам нужен предмет «Семьеведение»?» Из 811 ответов — 561 (69%) «Нет». Я поговорила с пятью детьми 14 — 16 лет. Характерный ответ от девочки-десятиклассницы:

«Больше всего меня волнуют мои личные отношения с родителями. Они меня не понимают! И в школе подойти не к кому. Учителя? Смеётесь? Какой психолог? Вы его видели? Что такое презерватив и что нельзя спать с парнями как попало — мы и без уроков знаем. Про зачатие рассказывают на биологии, а про семью и брак на обществознании».

Эксперты сходятся во мнении, что от «уроков семьи» будет толк, только если для их преподавания привлекут глубоких специалистов, которым дети смогут поверить. Фото: из архива «МОЁ!»

Недетские проблемы

Разрабатывают пособие по семьеведению в Институте изучения детства, семьи и воспитания, который подведомствен Минпросвещения РФ. Об этом там объявили ещё в марте 2023-го. Директор Наталья Агре сообщала прессе, что уверена — использован в том числе «Домострой». Институт знаком нам выступлениями по теме в Общественной палате РФ.

А в 2021-м вышла «книга для учащихся» по семьеведению для 9 — 11-х классов. С положительной рецензией профессоров Российской академии образования (РАО). Книгу писали не церковники, редактор — доктор психологических наук профессор РАО Артур Реан. Но на пятой же странице сноска: «проект в рамках «Соглашения о взаимодействии (...)» между РАО и Фондом апостола Андрея Первозванного». Там смешалось всё: религии, венерические болезни, контрацепция всех мастей, физиология, уголовные статьи, маткапитал... Есть и советы по защите себя от опасных связей в интернете. Среди них: «Если же вы решились на реальную встречу с малознакомым человеком, то только на нейтральной территории, в людном месте и преимущественно в светлое время суток». Думаю, следователи СКР, которые распутывают виртуальные паутины педофилов, найдут, что ответить. Редакция «МОЁ!» направит в Минпросвещения РФ свой запрос о новом школьном курсе.

***

Корень же проблемы — те самые «раны страны». Это их боль отдаёт «в демографию». Анализ Всероссийского научно-исследовательского института труда: по данным последней переписи населения 2020-го года, в каждой третьей российской семье с детьми (31,2% или 4,85 миллиона) чадо поднимала мать-одиночка, в 7,3% — больше чем в миллионе семей — одиночка отец. Итого 38,5% семей с детьми в стране — неполные. За 18 лет, с 2002-го по 2020-й, общее число семей с детьми сократилось в 1,3 раза, число неполных выросло в 1,8. Таких, где детей поднимают только матери, рост в 1,6 раза, отцы — сразу в четыре. Неполные семьи чаще других за чертой бедности или возле неё.

Ещё из переписи. У 45% российских женщин 20 — 24 лет нет детей, один ребёнок лишь у каждой десятой, и только у 3% детей двое. С тремя детьми в этом возрасте 0,5% женщин. Причины, по которым не рожают, в феврале 2024-го назвала первый замминистра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина со ссылкой на опрос Министерства: не замужем — 24%, нет жилья — 21%, надо доучиться 17%, хочу пожить для себя — 16%. Возрастная группа 25 — 29 лет: по-прежнему нет детей у 28% женщин, один ребёнок — у 22%, двое — лишь у 12,6%, трое — у 3%. Причины: страх потерять стабильный доход и работу — 31%, нет жилья — 30%, до сих пор не замужем — 11%, «пожить для себя» — 24%. От общего числа женщин России, которых в 2020-м «переписали», число детей указали 73,3%, поэтому срез красноречивый.

Росстат на 1 января 2012-го насчитывал в стране 143,17 миллиона человек. К 2020-му нас прибавилось до 147,96 миллионов, но это во многом спасибо миграции и нашему Крыму. Естественная убыль населения потихоньку растёт с 2016-го года. К началу 2023-го нас оставалось 146,4 миллиона, к 2024-му осталось 146,15 миллиона.

Число абортов, кстати, снижается (вместе с рождаемостью). Но доля девочек до 17 лет в них последние годы неизменна: с 2019-го примерно каждый сотый аборт — «детский».

А ещё Росстат раз в пять лет проводит выборочное наблюдение за репродуктивными планами населения, участвуют 15 тысяч домохозяйств. Результаты последнего, за 2022 год: с 2017-го выросло число женщин, которые хотят иметь не более одного ребёнка, в среднем же планируют не больше двух. И на это желание прямо влияет уровень жизни. 82% опрошенных женщин и 78% мужчин заявили, что, по их мнению, государство должно «помочь» и «заинтересовать» в создании потомства. Итог: вырос спрос на контрацептивы. В Росстате агентству РБК пояснили: чтобы россиян стало прирастать естественным образом, каждый год на одну женщину должно приходиться в среднем 2,17 деторождения: так называемый коэффициент суммарной рождаемости. Но в 2022-м он равнялся 1,42, при том что с 2019 по 2021 был хотя бы 1,5.

И напоследок. В 2013-м в стране сыграли 1 миллион 225,5 тысячи свадеб, разводов было 668 тысяч, или 54% от числа браков. В 2022-м соответственно: 1 миллион 53,76 тысячи, 682,85 тысячи, почти 65%. То есть число разводов достигло 2/3 от числа браков. Что характерно, в лидерах наш высоконравственный и религиозный Кавказ. Объяснение демографов: народ там беднее, развод равно пособия (как малоимущим, матерям-одиночкам), при этом сакрален именно религиозный брак, а не штамп в паспорте. Рожают же на Кавказе традиционно много. И порой мы можем получить фиктивные разводы и детей, рождённых ради денег от государства: цинизм и обесценивание института брака.

И выходит ребёнок с урока семьеведения, весь из себя нравственно и ценностно ориентированный. Приходит домой. Открывает интернет, включает телевизор. И видит не то, о чём вещала ему условная Марь Иванна. И говорит: «Не верю». Потому что бесполезно судорожно наводить порядок на одной полке в шкафу, когда остальные шатки.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

«Предмет важный, но нужно продумать»

Я говорила с психологом Артёмом САЗЫКИНЫМ. Врачом-урологом, замглавврача по детской хирургии Воронежской областной детской клинической больницы № 2 Александром ШЕСТАКОВЫМ. И акушером-гинекологом консультативно-диагностического отделения Воронежской областной больницы № 1, главным специалистом по детской гинекологии регионального минздрава Жанной ЖУРАВЛЁВОЙ. Мы сошлись во мнениях: курс важный, но тем важнее — тщательность подхода.

— По общению с девочками-подростками и их мамами, которые приходят к нам на приём, видно: у них есть запрос на темы о половом воспитании, — объясняет Жанна Журавлёва. — Что бы они ни говорили — мол, знаем. Например, распространённый миф, будто «при первом разе» не забеременеешь. При этом в разговоре с врачом девочки откровеннее, чем с теми же мамами. Родители порой сами их приводят: мол, растолкуйте вы ей, вам она больше поверит. Это один момент. Второй. Обо всём, что касается вопросов здоровья — будь то контрацепция, профилактика венерических заболеваний — должен говорить врач. Чтобы не получилось так, что девочка послушала учителя, почитала пособие — и побежала в аптеку за гормональными контрацептивами. Их бездумный приём может привести к серьёзнейшим последствиям для организма. То же касается бесед о возможном негативном влиянии раннего начала половой жизни, абортов. Но при этом не запугивая и не ставя жёстких запретов под страхом чего-то, а воспитывая ответственность за саму себя.

С Жанной Анатольевной согласен и уролог Александр Шестаков, которому порой приходится затрагивать с мальчишками и «личное».

— Как родитель, я «за», чтобы моим детям — а их двое — в школе преподавали «уроки семьи», — поддерживает Артём Сазыкин. — Но смотрите, какая штука. Я психолог, а в разводе? Кто виноват? Жизнь сложна. Поэтому важно, КАК эти уроки вести. Если мужик-историк начнёт читать лекцию о контрацепции, а убелённая сединами заслуженная филологиня — как правильно знакомиться с девушкой… Мягко скажем, выглядит не убедительно. Преподавать такой предмет, на мой взгляд, должен хотя бы педагог, по возрасту близкий к молодому поколению. Но и этого мало. Действительно должен быть эксперт: психолог говорит о правилах отношений, юрист — о правовых аспектах, социолог — о влиянии общественных процессов на семью и т.п. И не забубённым скучным языком, а живо и доступно для детского восприятия. Иначе мы можем получить как минимум психологические проблемы. Например, у ребёнка родители в разводе, или он — единственный в семье: ага, думает ребёнок, у меня семья «неправильная». Комплексы, травля одноклассников. Половое воспитание — отдельная история. Некоторые занятия, возможно, лучше проводить отдельно для девочек, отдельно для мальчиков. Чтобы они не превратились в публичный приём у гинеколога. Тем более, ребята в этом плане «созревают» позже девчат. Что касается церкви. Вера — интимная сфера и навязывать её не стоит.

* * *

Где взять «экспертов»? Выездные лекции для школяров в вузах. Лекторы, приглашённые в школы. Экскурсии в родильные и детские дома, школы будущих родителей. Онлайн-уроки с федеральными светилами для нескольких регионов одного часового пояса. Возможностей — если продумать — через край.

КСТАТИ

  • В перинатальном центре ВОКБ №1 на Московском проспекте, 151А работает «Школа репродуктивного здоровья» для девочек-подростков и их родителей. Акушер-гинеколог и психолог читают лекции и отвечают на деликатные вопросы. Записаться можно при приёме у доктора, по телефону +7 (473) 241-35-91 (доб. 1355) или написав сообщение в Telegram-канал школы.

  • С 2018-го в Воронежской области ежегодно становились мамами одна — три девочки до 14 лет. В 2023-м случился бум: 10 юных рожениц. В том же году девочкам этого возраста сделали больше всего абортов — три. У 15 — 17-летних за тот же период принимали от 110 родов (в 2023-м) до 139 (в 2020-м). Абортов за эти шесть лет среди них было от 21 до 26 в год.

  • Воронежские ЗАГСы в 2021-м году зарегистрировали 75 браков, когда один или оба молодожёна были несовершеннолетними. В 2022-м — 61, в 2023-м — 64. Разводятся юные пары в среднем один — два раза в год.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.