«Наша семья уже 106 лет преподаёт в этой школе»

В Воробьёвском районе живёт семья, в которой уже третье поколение преподаёт в местной сельской школе

05.10.2017 14:59
МОЁ! Online
6

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

— У нас в посёлке около 600 человек, и все  наши ученики, — улыбается школьная учительница Елена Николаевна Гриднева. — Практически каждый односельчанин когда-то учился у моей бабушки, моей мамы или у меня.

Елена Николаевна — учительница в третьем поколении. Общий педагогический стаж её семьи составляет 106 лет. Бабушка — Анастасия Алексеевна Цукуренко — отдала педагогической деятельности 36 лет. Ровно столько же школе посвятила её дочь — Маргарита Ивановна Минаева, сейчас она уже на пенсии. У внучки, Елены Николаевны Гридневой, педагогический стаж пока поменьше — 34 года, но она продолжает работать в школе и, возможно, ещё побьёт рекорд бабушки и мамы. И место работы у них на троих одно — школа в селе Первое Никольское Воробьёвского района.

Накануне 1 сентября корреспонденты «МОЁ!» встретились с двумя ныне здравствующими представителями педагогической династии (первая учительница в семье, Анастасия Алексеевна, умерла 20 лет назад), послушали их истории из жизни учителей, поговорили об их любимых учениках и узнали, сильно ли изменилась школа за почти 100 лет.

Школу строили из остатков опустевших домов

— Мой дед был бондарем, кадушки делал, — говорит 85-летняя Маргарита Ивановна. — А мама стала первым в нашем роду педагогом.

Молодая учительница Анастасия Цукуренко начала преподавательскую деятельность в родном селе Первое Никольское в 1925 году. Чтобы стать педагогом, она окончила десятимесячные педагогические курсы. Этого образования тогда было достаточно, чтобы в местной школе обучать азам грамотности взрослых и детей по программе «Ликвидация безграмотности».

— Школу в нашем селе построили из остатков жилых домов, — рассказывает Маргарита Ивановна. — После раскулачивания и коллективизации осталось много бесхозных строений. Их разобрали на брёвна и построили из этих брёвен школу. Она простояла до 2000 года, пока ей на смену не открыли новое здание.

Позже молодая учительница повысила свою педагогическую квалификацию — окончила техникум в Павловске. Маргарита Ивановна рассказывает, что её мама была очень уважаемым человеком в селе. Статус педагога даже помог семье выжить в войну.

— Папа ушёл на фронт, а на попечении мамы остались мы с сестрой и престарелая свекровь, — рассказывает Маргарита Ивановна. — Ей, как учительнице, выдавали 9 килограммов муки в месяц. Это было огромное богатство!

За мукой женщина ходила в районный центр — Воробьёвку, расположенную в 18 километрах от села. Лошади не было, поэтому 9-килограммовые мешки ей приходилось носить на себе.

Анастасия Алексеевна проработала в сельской школе до начала 60-х годов, передав эстафетную палочку педагога своей дочери Маргарите.

Анастасия Алексеевна положила начало династии учителей ещё в 1925 году

«Ученики звали меня Марго»

— У меня не было вариантов, кроме как в педагогику пойти, — вспоминает Маргарита Ивановна. — Всегда знала, что буду учителем.

Окончив в 1953 году педагогическое училище в городе Боброве, 21-летняя Маргарита вернулась в родное село и пришла в школу, где её мама на тот момент была уже завучем. Маргарита начала преподавать и одновременно поступила на заочное отделение в Воронежский педагогический институт.

Молодому специалисту сразу дали ответственное задание: обучить алфавиту колхозниц, которые не могли даже расписаться в зарплатных ведомостях. Женщины были старше Маргариты Ивановны, обе из поколения, росшего в 30-е и 40-е годы. В это время девочек обучали в основном шитью, вязанию и другим домашним делам. А школа была обязательной только для мальчиков.

— Мы учили написание букв, потом они стали тренироваться писать фамилии, — вспоминает Маргарита Ивановна. — Одну из учениц звали Маша Щербакова. Так она всё причитала: «Да что ж у меня такая длинная фамилия!»

В 50-х годах, когда Маргарита Ивановна стала преподавать, классы уже были смешанные.

Год от года оснащение школ улучшалось. В начале педагогической деятельности Маргариты Ивановны дети писали на отдельных листочках гусиными пёрышками, а вместо чернил использовали настой на лузге подсолнечника. Потом появились чернила. Через 4 года в село привезли тетради, а кабинет, закреплённый за первачками, оснастили большими счётами, одними на весь класс. Позже в селе появилась библиотека, где дети могли брать всю программную классику.

Ученики первого класса, в котором начинала преподавать Маргарита Ивановна, сейчас уже на пенсии

— Дети звали меня Марго, — вспоминает бывшая учительница. — Я строгая была, но, мне кажется, детей это не обижало. А у самой иной раз руки тряслись от страха, когда из класса выходила.

Среди учеников любимчиков не было. Зато были те, кто особенно хорошо запомнился.

— Училась у меня девочка Аня, маленькая и худенькая, — вспоминает Маргарита Ивановна. — Её дети дразнили за то, что мать её без отца родила. А я заступалась, говорила ребятам, что она хорошая и умная девочка. Она сейчас уже пенсионерка, но до сих пор держит со мной связь.

Ученики не забывают свою учительницу. Самый первый класс, который вела Маргарита Ивановна в начале 50-х, недавно собрался в родном селе (к сожалению, уже в усечённом составе). Бывшие мальчишки и девчонки, а теперь пенсионеры сидели за столом и вспоминали своё школьное детство.

«Своим детям не рекомендовала быть учителями»

— У меня тоже особенно не было вариантов с выбором профессии, — рассказывает 55-летняя Елена Николаевна. — Я росла в педагогической семье, с детства играла с куклами в школу и как-то сразу для себя решила, что я стану учителем.

Елена Николаевна окончила филфак Воронежского педагогического института и тоже вернулась в родное село. Больше 30 лет женщина преподаёт русский и литературу в среднем и старшем звеньях школы.

— Сложность в том, что приходится на ходу перестраиваться, — говорит Елена Николаевна. — Начинала я преподавать ещё в СССР, по старой системе, а теперь в школе многое меняется.

Компьютеры, интернет, интерактивная доска… Учителям старой закалки приходится прикладывать много усилий, чтобы поспевать за прогрессом. Но, как говорит Елена Николаевна, изменения приходят не только на уровне технического прогресса, но и в такой области, как взаимодействие учителя с учениками. Учитель теперь не старший наставник, а друг и товарищ, то есть человек, равный ученику.

— Очень тяжело было к этому привыкнуть, — признаётся Елена Николаевна. — Школьных хулиганов не успокоишь, если будешь прыгать вокруг них и вести себя как равный.

Посетовала Елена Николаевна и на учительскую зарплату в 12 000 рублей.

— У меня трое взрослых детей, и все они юристы, — говорит Елена Николаевна. — Я не рекомендовала им идти в учителя. Это тяжёлая профессия, которая, по сути, не приносит денег. Я им желала более лёгкого труда, который лучше оплачивается.

— А вот я желала учительского труда, — вдруг вставляет Маргарита Ивановна. — Но они сказали мне: «Нет, бабушка, по твоим стопам уже не пойдём!» Так что династия у нас прервалась…

Чем отличается современная школа от школы времён СССР?

Чтобы сравнить, как за десятилетия менялся подход к образованию со времён Советского Союза до наших дней, мы собрали цитаты на одни и те же темы от бывшей учительницы Маргариты Ивановны Минаевой и нынешнего преподавателя Елены Гридневой

Школа в СССР (в цитатах Маргариты Ивановны Минаевой)
«Государство выделяло деньги на покупку ученикам галош и фуфаек»
Современная школа (в цитатах Елены Николаевны Гридневой)
«Сейчас не все сельские ребята умеют тяпку в руках держать»
СТАТУС УЧИТЕЛЯ 
«Учитель был самым уважаемым человеком на селе, он пользовался огромным авторитетом. Учителя как бы стояли на высоком пьедестале. Я считаю, педагог должен быть выше своего ученика, лучше, умнее. Ученик должен чувствовать в учителе лидера, а где-то даже и родителя». «Сейчас учитель ученику — друг. Он находится на равных позициях с учеником. Главное теперь в педагогике — не травмировать ребёнка. Раньше, если видели, что ученик где-то курит, могли заставить даже туалеты убирать в наказание. А теперь можно только замечание сделать, и то чисто по-дружески».
НАПОЛНЯЕМОСТЬ КЛАССА 
«Помню свой первый класс — в нём было 42 человека. Много детей — это трудно, но это и хорошо. Я люблю, чтобы вокруг меня было много людей». «У меня в классах по 7 — 8 детей. Во всей школе даже 100 человек нет. В принципе это даже удобно, когда в классах мало народу. К каждому ученику возможен индивидуальный подход».
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 
«У нас при школе был земельный участок. Дети сажали свёклу, пололи и копали. Урожай отдавали в колхоз, а колхоз за это выделял школе сахар. Дети пили сладкий чай и знали, что сами его заработали». «Теперь детям нельзя даже дежурить в классе, вытирать доску, работать на пришкольном участке, если на то не будет письменного разрешения родителей. В результате не все сельские ребята могут даже тяпку в руках держать».
ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС 
«Раньше государство выделяло деньги из фонда всеобуча в помощь малообеспеченным ученикам. Я получала около 100 рублей и покупала галоши, фуфайки, туфельки, платьица… А потом всё это раздавала детям, потому что не все родители могли собрать детей в школу. Особенно если в семье 5 детей». «Ученикам нужна теперь не только одежда, но и компьютеры, и планшеты. Родители вынуждены сами это покупать».

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.