Воронежская школа глазами современного учителя и педагога из СССР

Учителя разных поколений поделились мнением, как изменилась школа с советских времён

01.09.2017 14:13
МОЁ! Online
2

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

2850
  

Маргарита Минаева и Елена Гриднева — мать и дочь из села Первое Никольское Воробьёвского района, которые всю жизнь отдали работе в школе. Маргарита Ивановна пришла в школу в 1953 году, имея за плечами педагогическое училище в городе Боброве, и учила детей в течение 36 лет. Елена Николаевна пошла по стопам матери и в 1985 году, окончив филологический факультет Воронежского педагогического университета, тоже пришла работать в сельскую школу. Её стаж — 34 года, и она продолжает преподавать.

Маргарита Ивановна и Елена Николаевна

Корреспонденты «МОЁ!» встретились с обеими женщинами накануне 1 сентября и поговорили о том, сильно ли изменилась современная школа по сравнению с СССР? Цитаты на одни и те же темы педагога «старой закалки» и учительницы, работающей в современной школе, мы собрали в этом материале.

Изменился ли статус учителя?

Маргарита Ивановна: «Учитель был самым уважаемым человеком на селе, он пользовался огромным авторитетом. Учителя как бы стояли на высоком пьедестале. Я считаю, педагог должен быть выше своего ученика, лучше, умнее. Его авторитет базируется на знаниях. Ученик должен чувствовать в учителе лидера, а где-то даже и родителя».

Елена Николаевна: «Если раньше практиковался авторитарный подход, то теперь учитель — друг. Он находится на равных позициях с учеником. Главное теперь в педагогике — не травмировать ученика. Раньше, если видели, что ученик где-то курит, могли даже заставить туалеты убирать, чтобы вразумить. А теперь можно только замечание сделать — и то чисто по-дружески».

Наполняемость классов

Маргарита Ивановна: «Помню свой первый класс — в нём было 42 человека. Много детей — это трудно, но это и хорошо. Я люблю, чтобы вокруг меня было много людей. Если какое мероприятие планируешь проводить с участием детей — есть из кого выбрать».

Елена Николаевна: «У меня в классах по 7-8 детей. Во всей школе даже 100 человек нет. В принципе, это даже удобно, когда в классах мало народу. К каждому ученику возможен индивидуальный подход».

Финансовый вопрос

Маргарита Ивановна: «Раньше государство выделяло деньги из фонда всеобуча в помощь малообеспеченным ученикам. Я получала около 100 рублей и покупала детям галоши, фуфайки, туфельки, платьица… А потом всё раздавала. Это была очень полезная практика, потому что не все родители могли собрать детей. Особенно, если в семье их 5 человек».

Елена Николаевна: «Ученикам теперь нужна не только одежда, но и компьютеры с планшетами. Родители вынуждены сами это покупать».

Трудовое воспитание

Маргарита Ивановна: «Воспитание любви к труду — важная часть обучения. У нас при школе был земельный участок. Дети сажали свёклу, пололи и копали. Урожай отдавали в колхоз, а школе за это выдавали сахар. Дети пили сладкий чай и знали, что заработали его».

Елена Николаевна: «Теперь детям нельзя дежурить в классе, вытирать доску, работать на пришкольном участке, если на то не будет письменного разрешения родителей. В результате не все сельские ребята могут даже тяпку в руках держать».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.