Депутат Госдумы: «Со временем ВАСО сможет собирать самолёты получше «Боинга»

Из аэропорта — на авиазавод. Так обычно начинается рабочий день в Воронеже Сергея Гаврилова, депутата Государственной Думы от КПРФ, председателя думского Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

16.08.2017 15:00
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Накануне 85-летия Воронежского авиазавода журналист Воронежской ГТРК обсудил с Сергеем Гавриловым ситуацию на ВАСО, перспективы отечественного авиастроения, итоги весенней сессии парламента и другие актуальные вопросы.

Безопасность страны — это не только танки, но и развитие авиации

— Сергей Анатольевич, недавно вы снова встречались с коллективом и руководством авиазавода. Какие впечатления у вас в этот раз?

— Через несколько дней мы будем праздновать 85-летний юбилей предприятия, которое стало родным для тысяч воронежцев. Его история наполнена драматичными и героическими событиями.
В Великую Отечественную завод работал даже в эвакуации. Воронежские штурмовики Ил-2 дали возможность советским летчикам завоевать господство в воздухе и побеждать на поле боя.

В сложные 90-е коллектив отстоял предприятие, не дал его закрыть и уничтожить. За 85 лет завод освоил выпуск больше 20 типов машин. Среди них легендарные Ан-12, Ил-86, Ил-96, Ан-148.

Сейчас авиазавод в сложном положении. Перед воронежскими самолетостроителями стоит задача выпуска нового для нашей промышленности легкого транспортного самолета Ил-112. Теперь предприятие должно заниматься конструкторскими разработками, чего не было раньше... Нельзя забывать, что за эти годы утеряно многое, в том числе технологические наработки, квалифицированные конструкторские и инженерные кадры.

Мы надеемся до конца года поднять в воздух Ил-112. Планируем начать производство версии Ил-96-400 для дальних пассажирских перевозок. Но главная, стратегическая, задача для страны — запустить в производство то, что мы разучились делать за последние двадцать лет. Это современный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет. Подобные самолеты сейчас выпускают только в США и Евросоюзе... Мы ведем переговоры с Китаем о совместном производстве такого самолета. В свете западных санкций делать такие машины самостоятельно, без западных комплектующих и технологий — важнейшая цель.

— Но ВАСО строит в среднем десять машин в год, а «Боинг» — сотни... Посильна ли вообще для воронежцев такая задача?

— Вопрос поддержки отечественного авиастроения должен решаться на государственном уровне, а не в отдельном регионе. Речь идет не только о полной загрузке мощностей ВАСО, об отчислениях в местные бюджеты, о благополучии семей заводчан. Наработки в области авиастроения могут успешно применяться в других высокотехнологичных отраслях. Развитие авиационной и космической промышленности подстегнет другие сегменты экономики. Об этом коммунисты, лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявляли неоднократно.

Речь, по большому счету, об экономической мощи России и благополучии каждого человека. Безопасность государства — это авиация и космонавтика, а не только танки, мотострелковые части на границе.

Безусловно, для решения этой масштабной задачи нужны кадры. И думать о завтрашнем дне нужно уже сегодня. Процесс стартовал: сегодня на ВАСО качественно иной подход к персоналу, практикуется использование советского опыта по вовлечению заводчан, особенно молодежи, в профсоревнования, спортивную и общественную жизнь. На предприятии уважительно и заботливо относятся к ветеранам производства, поддерживают заводские трудовые династии. Благодаря такому прогрессивному кадровому подходу наш завод живет и работает.

Во время авиационно-космического салона МАКС у меня состоялись встречи и серьезные переговоры с заместителем председателя правительства Дмитрием Олеговичем Рогозиным, министром промышленности Денисом Валентиновичем Мантуровым, президентом Объединенной авиастроительной корпорации Юрием Борисовичем Слюсарем. Государство постепенно разворачивается к гражданскому авиастроению лицом.

— Думаете, воронежский авиазавод сможет собирать машины уровня «Боинга»?

— Уверен, что со временем мы сможем собирать самолеты и получше. Но чтобы наш завод стал полноценным конкурентом, необходимо перейти от штучной сборки машин к их массовому производству. Следствием удешевления продукции станет выход на международные рынки.

— Чего же не хватает для реализации таких амбициозных планов?

— Не хватает всего: средств, кадров, политической воли... Нужен государственный подход в вопросах финансирования, научных исследований, разработки новейших технологий, планирования на десятилетия, подготовки отраслевых специалистов. Растить новых Туполевых и Ильюшиных — как раз задача государства.

Быть злым к неправде — это доброта

— Сейчас депутаты Государственной Думы на каникулах после напряженной работы. Что изменилось в работе парламентариев по сравнению с предыдущими созывами?

— Законодательная деятельность заметно упорядочилась. Мы перестали гнать законы сотнями, превалирует более взвешенный и вдумчивый подход.

К сожалению, крайне мало внимания уделяется такой важной сфере, как духовное здоровье общества. Воспитание патриотизма, основанного на наших культурно-исторических ценностях, не менее важно для будущего. Мы должны возвратиться к советским традициям коллективизма, взаимопомощи, солидарности, милосердия, даже самопожертвования. Эти качества испокон веков присущи русскому народу, они вытаскивали нашу страну из самых сложных драм, передряг, войн.

Воспитание поколения жестких прагматиков, потребителей — это путь в никуда. Заполненные под завязку дома престарелых, будь они самые отличные, — это прямой укор нам всем...

Мы должны привлекать к построению гражданского развитого гармоничного общества лучшие силы. Этих людей, объединенных в общественные организации, нужно поощрять и материально. Если человек либо группа людей или организация ухаживают за инвалидами, опекают престарелых, помогают выпутаться из сложных жизненных ситуаций подросткам, они должны чувствовать поддержку государства.

На это направлен Закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). НКО способны изменить социальную сферу, привнести в нее новое качество и новые подходы. Они не забюрократизированы, как государственные структуры!

При этом в выборе НКО нужно дать больше полномочий регионам, которые априори ближе к людям. Чтобы потом не мучиться вопросом, почему средства ушли не туда или вообще затерялись по дороге...

— Сергей Анатольевич, вы сторонник советской методологии преподавания, отстаиваете восстановление системы классического советского образования в школах. Актуален ли сегодня подобный консервативный подход? И чем объясняется ваша позиция о необходимости расширить преподавание основ православной культуры в школах, о чем вы заявляли раньше?

— Сочетание подходов советского классического образования и современных технологий — ключ к получению качественного образования. Нашему обществу нужна образованная, думающая, энергичная и в то же время нравственная молодежь.

Что касается второй части вопроса, напомню: после распада Союза расплодились тоталитарные секты — страшное оружие, направленное на подрыв самих устоев гражданского общества, расшатывание основ семьи, разрушение личности человека, отъем частной собственности.

Одна из таких сект — «Свидетели Иеговы» — подпадает под эти параметры. Часто под прикрытием сект действуют спецслужбы зарубежных государств. Мы не допустим, чтобы нашими людьми управляли таким образом! Добро должно быть с кулаками... Кстати, подобные организации активно участвовали в перевороте на украинском Майдане.

Недопустимо периодически втаптывать в грязь все, чем жили и были сильны наши предки! Наше общество сильно соблюдением традиций, нравственных ценностей, преемственностью поколений, использованием уникального духовного опыта Русской Православной Церкви, к которому необходимо приобщать и молодежь.