Дозвониться до небес: как проходят занятия в первой в Воронежской области школе звонарей

Корреспонденты «МОЁ!» посетили занятие школы звонарей в Семилукском районе

27.07.2017 08:41
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

По воскресеньям с подворья храма Троицы Живоначальной в селе Латная Семилукского района раздаётся непрерывный колокольный звон. Из разных районов области сюда съезжаются десятки людей, желающих получить навыки игры на колоколах.

– На звонарей до сих пор учили в Даниловском монастыре в Москве, это была ближайшая к нам школа, — рассказал настоятель храма отец Константин Кривонос. — А в Воронежской области это первые курсы. В наших сёлах ведь звонари в основном самоучки…

Чтобы найти средства для организации курсов, отец Константин почти год назад подал документы на грантовый конкурс «Православная инициатива 2016 — 2017». И выиграл 260 000 рублей. На эти средства были куплены две учебные звонницы — одна совсем маленькая, на которой могут играть дети, вторая побольше — для обучения взрослых людей. Эти же деньги пошли на оплату работы педагогов. Для учащихся курсы бесплатные.

От мала до велика

– Мы себя особенно не рекламировали, — рассказал отец Константин. — Новость о школе звонарей распространилась по принципу сарафанного радио. Наша задача была набрать хотя бы 20 человек, но желающих было гораздо больше.

Учиться на звонарей хотели люди разного возраста. Самому младшему ученику, по словам отца Константина, исполнилось 12 лет. Самая старшая ученица недавно разменяла восьмой десяток. Всех желающих пришлось разделить на два потока. Первый завершил обучение в июле, люди получили свидетельства о том, что они прошли курсы звонарей. Во второй поток людей пришло ещё больше, чем в первый, люди ехали из Воронежа, Борисоглебска, Верхней Хавы и других уголков региона.

– Мы записали всех, кто хотел, — говорит отец Константин. — Увеличили поток до 23 человек.

Как рассказал отец Константин, было решено отойти от практики школы в Даниловском монастыре, где обучение длится три месяца в интенсивном режиме. Не смотрели также на то, знает ли человек нотную грамоту. Священник говорит, что знание нот в деле звонаря желательно, но не обязательно. Гораздо полезнее чувство ритма.

Курсы включают теорию и практику. На лекциях учащимся дают знания об истории и видах русского колокольного звона, проводят сольфеджио. На практических занятиях отрабатывают непосредственно навыки звонаря.

Это звон, а не просто голубь залетел!

На практическом занятии по звонарному мастерству корреспонденты «МОЁ!» побывали в воскресенье, 23 июля. По случаю надвигающегося дождя урок перенесли в помещение. В хорошую же погоду учебную звонницу выносят на улицу. Она представляет собой деревянную раму с пятью колоколами. К языку каждого колокола привязан шнур.

– Берём шнур, обвязываем вокруг пальцев, фиксируем и тянем, — объясняет пожилой женщине 22-летний звонарь Роман Антонов. — Рука на месте, работает только кулак.

Женщина выполняет указания, и помещение наполняется звоном. В её правой руке зажаты шнуры от двух колоколов, левой она должна успеть дёрнуть ещё за три шнура и вовремя нажать ногой на педаль, чтобы привести в движение нижний колокол. Запомнить последовательность действий непросто, поэтому с Романом они отрабатывают движения снова и снова. Выполнив задание, женщина отходит и что-то быстро конспектирует в тетрадочку. Тем временем к колоколам подходит следующая женщина и пытается выполнить перебор. Своей очереди ожидают ещё 9 учащихся. Второй преподаватель, 19-летний Андрей Гусев, помогает советами.

– Звоним ритмично, чтобы было понятно, что это звон, а не просто голубь залетел и раскачивается на колокольне, — даёт указания Андрей.

Звон в помещении стоит такой, что закладывает уши. Преподаватели одевают специальные наушники, кто-то из учащихся достаёт беруши. Но многие не позаботились о средствах защиты. Кстати, проблемы со слухом — профессиональное заболевание звонарей.

По ходу дела учащиеся задают уточняющие вопросы. Педагоги рассказывают слушателям, как добавить звону радости, объясняют и тонкие моменты, например, как звонарю найти баланс между церковным уставом и пожеланиями настоятеля.

– Наша задача дать учащимся базу, — рассказывает Роман. — А что касается импровизации, то она даже приветствуется. Звонарям не возбраняется придумывать собственные мелодии.

Кадры в дефиците

Отец Константин рассказал, что звонарь — это не профессия, а скорее служение, которое люди часто безвозмездно выполняют в церкви. Звонари в XXI веке стали столь дефицитны, что на некоторых колокольнях устанавливают электронные звонницы — устройства, которые позволяют дистанционно управлять колоколами. Чтобы исполнить Благовест или, например, Пасхальный перезвон, достаточно выбрать лишь соответствующую кнопочку. По мнению священника, это не совсем правильно. Ведь в церковь держится на традициях, и тут необходимо личное участие человека.

Колокольню — детям

В 2017 году в школе звонарей запланировано всего два потока учащихся. Третий поток, по всей вероятности, будет открыт следующим летом. Обучение длится 6 недель (по воскресеньям), в конце учащихся ждут экзамены по теории и практике звонарного мастерства. Как говорит отец Константин, в его планах — работа с детьми. С детской ученической колокольней он планирует объехать школы Семилукского района, провести классные часы, познакомить детей с историей звона, дать школьникам возможность попробовать себя в роли звонарей. И, кто знает, возможно, ребята в будущем году тоже запишутся в его школу звонарного мастерства.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.