Режиссёр фильма «Милый друг» в Воронеже: «Не представляю Уму Турман на гастролях»

Деклан Доннеллан рассказал, как отбирал актёров для экранизации романа Мопассана и сводил с ума героев массовки

19.06.2017 20:15
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Седьмой Платоновский фестиваль посетил режиссёр с мировым именем — Деклан Доннеллан из Великобритании. Он работает с ведущими театрами по всему миру — в Великобритании, Франции, Швейцарии, России и других странах, основал в Лондоне свой театр «Чик бай Джаул». В 2012 году дебютировал в большом кино с экранизацией романа Ги де Мопассана «Милый друг», в котором снялись Роберт Паттинсон, Ума Турман, Кристина Риччи и другие звёзды.

Доннеллана называют «самым русским» из всех иностранных режиссеров. Он на протяжении нескольких лет сотрудничает с российскими театрами, ставил «Бориса Годунова» во МХАТе им. Горького, спектакли «Три сестры» и «Двенадцатая ночь» на сцене Театра им. Пушкина, балет «Ромео и Джульетта» в Большом театре и другие. В 2011 году на Платоновфесте был показан его спектакль по Шекспиру «Буря».

В этом году Деклан привёз на форум искусств ещё одну постановку по английскому драматургу «Зимняя сказка», показ которой 9 и 10 июня прошёл на сцене Воронежского концертного зала.

Деклан поместил шекспировских героев в современность, добавив в постановку даже пародию на ток-шоу «Пусть говорят». Такой необычный спектакль был горячо принят воронежцами. Аплодисменты не смолкали около десяти минут, актёры были очень тронуты, у некоторых на глазах даже навернулись слезы.

В интервью британский режиссёр рассказал о съёмках фильма «Милый друг», особенностях кинопроизводства и о том, что общего у Чехова и Шекспира.

«Театр может помочь вернуть нам здравый рассудок»

— Вы давно ставите спектакли в России, вы можете сказать, что за это время уже обрусели?

— Я бы сказал, что обрусел очень сильно. Однако я не думаю, что стал русским, но как будто стал обнаруживать, что всегда был русским. Это чувство можно сравнить с произведениями Шекспира, как будто он их не создавал, а уже обнаружил существующими, если вы понимаете, о чем я.

— Вы ставили спектакли по произведениям Шекспира и Чехова. Чем, на ваш взгляд, эти авторы похожи?

— Чехов и Шекспир — великие театральные авторы. Они пишут о самообмане. Их персонажи произносят текст, отрицая то, что происходит на самом деле. Как только ты это осознаёшь, их пьесы начинают шокировать. В этом есть что-то страшное: публика наблюдает за Отелло, убивающим Дездемону, и думает, какие благородные речи он произносит. Это как раз тот бессмысленный бред, который мы несем, когда делаем что-то очень плохое и глупое и не хотим это признавать. Есть одно очень важное и простое правило, которое узнаешь с опытом: люди могут говорить одно, а делать другое. Поэтому очень важно смотреть на то, что люди делают, а не говорят. По отношению к Чехову, мне кажется, эта идея в России уже принята, в его произведениях много самообмана и за текстом часто стоит совсем другое. С Шекспиром же такого пока не происходит, в Англии абсолютный культ шекспировского текста, и люди часто не замечают, что стоит за ним.

— Что вас сейчас беспокоит как художника?

— Меня волнует проблема вечного выбора, который мы вынуждены делать ежедневно из-за огромного количества рекламы в нашей жизни. Нам кажется, что чем больше выбора, тем лучше их жизнь. Но на самом деле нас сводит с ума бесконечная необходимость выбирать среди какой-то чепухи. И чем больше реклама и потребительство крадут наше внимание, тем к большему безумию это приводит. И мне кажется, что театр очень важен, потому что это то место, где мы можем спросить себя: что значит по-настоящему быть человеком? Театр нам может помочь вернуть здравый рассудок. Что еще меня волнует? Я наблюдаю за тем, как люди рассуждают о бесконечных политических различиях между Россией и Западом. Но иногда мне кажется, что мы кричим друг другу через пропасть. Но если присмотреться, то мы все на «Титанике» и вместе на нём тонем.

«Обеды с богатыми людьми разъедают душу»

— Вы говорили, что мечтаете снять фильм с российскими актёрами. Уже появились идеи, о чём он мог быть?

— На самом деле я бы любой фильм хотел снять в России, потому что от работы над съёмочным процессом в «Милом друге» получил огромное удовольствие. Идей у меня много, мне и триллеры, и комедии нравятся. Я очень люблю старое русское кино, обожаю фильм «Мне двадцать лет» (фильм 1964 года режиссёра Марлена Хуциева. — «Ё!»). Если бы я мог, я бы такой фильм снял. Так что, если вы знаете какого-то кинопродюсера, расскажите ему, что я хочу снимать в России. Знаете, какая история со съёмками кино на Западе? Чтобы сделать фильм, нужно годами обедать с богатыми людьми. И это просто разъедает душу. Ты смотришь на этих людей и думаешь: вот просто одна твоя сережка сейчас полностью оплатила бы кино. Да на самом деле стоимость этого обеда могла равняться стоимости фильма (смеётся).

— В Воронеже съёмки обойдутся точно дешевле, чем в Голливуде, почему бы вам в нашем городе не снять фильм?

— Мы вообще-то не против, — заулыбался Доннеллан. — «Милого друга», например, мы снимали в Будапеште, потому что в Париже было очень дорого снимать. Что мне очень нравилось в «Милом друге» — это работать с массовкой. В фильме есть сцена, в которой герой смотрит в окно в ресторане. Предполагалось, что оператор будет снимать, а я уйду с булочкой в уголок. Но это скучно. Гораздо интереснее было пойти к артистам массовки и каждому придумать и прописать историю. На самом деле, если не озадачивать себя делами на съемочной площадке, работать над фильмом очень скучно, поэтому я занимался тем, что сводил с ума массовку.

— Насколько сложно вам было отобрать актёров для съемок?

— Фигура Роберта Паттинсона была центральной в вопросе получения спонсорских денег на фильм, поэтому с главной ролью мы быстро определились. На остальные роли в кастинге участвовало множество самых известных артистов, варианты менялись, потому что постоянно сдвигались даты съёмок. Но в итоге всё прошло наилучшим образом.

Роберт Паттинсон в фильме «Милый друг»

— После завершения съемок вы не хотели бы попробовать с актёрами «Милого друга» поставить спектакль?

— Я очень люблю Уму, но мне сложно представить ее на гастролях. Многие большие звёзды были бы не против с нами поработать, но это занимает продолжительное время. Для того чтобы Ума смогла сыграть в серьезной театральной постановке, у нее должна быть очень длинная жизнь. Театральное произведение со временем становится глубже и более наполненным, с каждым представлением спектакль меняется. Конечно, большим кинозвёздам сложно пожертвовать тремя годами съёмочной жизни и ездить на гастроли по маленьким городкам. Но тем не менее актриса фильма «Милый друг» Кристин Скотт Томас (была номинирована на «Оскар» за фильм «Английский пациент». — «Ё!») играет в наших спектаклях, она настоящий театральный зверь.

Ума Турман в фильме «Милый друг»

СПРАВКА

Деклан Доннеллан — британский кино — и театральный режиссер, писатель. Родился 4 августа 1953 года в Манчестере. Доннеллан поставил свыше 30 спектаклей для театральной компании «Чик бай Джаул». Работал заместителем директора Королевского национального театра в Лондоне, ставил спектакли в Королевском Шекспировском театре, театре «Буфф дю Нор» в Париже, Национальном театре Финляндии и многих других, делал постановки для Авиньонского фестиваля и фестиваля в Зальцбурге.

Доннеллан — лауреат многих премий, в том числе четырех премий Лоуренса Оливье в номинациях «Режиссер года» (1987), «Лучший режиссер мюзикла» (1994), «Лучший постановщик» (1995) и «За выдающиеся достижения» (1990). В 1992 году он стал почетным доктором Университета Уорвика, а в 2004-м — кавалером Ордена литературы и искусства за свою работу во Франции. Является почётным членом колледжа Goldsmiths Лондонского университета.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.