«Люди приходили за хлебом, а их расстреливали в упор»

Такими ли добренькими были итальянские военные, как их сейчас описывают некоторые историки, и что творили оккупанты на юге Воронежской области?

16.06.2017 08:46
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

«МОЁ!» совместно с историком и краеведом Николаем Сапелкиным продолжает изучать уникальные архивные документы о зверствах фашистов на оккупированных территориях. Сегодня расскажем о том, что творили фашисты на юге Воронежской области, в Богучарском районе.

Что «добрые» итальянцы творили с мирным населением?

В публикациях о зверствах нацистов над мирными воронежскими жителями иногда встречаются слова в защиту их итальянских сателлитов — дескать, они были добрее. Но достаточно лишь беглого взгляда на архивные акты о злодеяниях оккупантов в Богучарском районе (где оставили свой след итальянцы), чтобы понять, что хороших оккупантов не бывает.

Именно итальянцы учинили самый массовый из задокументированных расстрел мирных граждан в Богучарском районе. В декабре 1942 года в 5-е отделение Богучарского зерносовхоза на двух машинах привезли 23 мирных жителя. Их заставили копать себе могилу, после чего всех расстреляли и побросали тела в эту яму. «Один из 23 был жив, ему было нанесено пять пулевых ран, — говорится в акте об этом злодеянии. — Тогда к нему подошёл итальянский офицер и из револьвера выстрелил ему в рот…» Командовал расстрелом капитан итальянской армии Пиаццо.

В конце ноября 1942 года в Богучарском молмяссовхозе 397 (ныне село Травкино) несколько голодных беспризорников в возрасте 14 — 15 лет подошли к машине с итальянскими военными и попросили у них хлеба. «Добрые» итальянцы (которые к тому же оказались подшофе) «угостили» подростков по-особенному: они окружили ребят и начали их избивать.

Подробности этого избиения описаны в одном из актов: «Николая Иванова (15 лет) сбили с ног и били кто чем мог. Он уже не двигался, из носа и рта шла кровь, лицо было с наличием массовых кровоподтёков. Николая Кирпичёва (15 лет) итальянцы окружили и каждый бил ногами в спину и кулаками по голове. Не удовлетворившись этим, один из офицеров приказал поднять Кирпичёва и поставить на ноги, а как только Кирпичёв был поставлен, офицер взял пистолет и со всего размаху ударил его в ухо, от чего Кирпичёв замертво упал и три часа лежал без памяти».

А вот ещё одна история про «добрых» итальянцев. В ночь на 19 декабря 1942 года под натиском Красной армии итальянские войска вынуждены были покинуть село Купянка. Перед отступлением, как свидетельствуют акты, сателлиты фашистов организовали в селе расстрел женщин, стариков и детей, поджоги и грабежи. Жители, спасаясь от зверств, прятались в подвалы и погреба. Итальянские солдаты, замечая это, не тратили времени, чтобы спускаться в эти подвалы. Они просто открывали крышку погреба и бросали туда гранату.

«В лучшем случае нас били прикладом»

В одной из предыдущих публикаций, рассказывая о зверствах фашистов в Семилукском районе, мы уже описывали бесчеловечные условия в лагерях для военнопленных. В актах о фашистских злодеяниях в Богучарском районе есть немало свидетельств об условиях содержания людей в концлагерях для мирных жителей.

Вот что пишет о своём пребывании в концлагере в Кантемировке житель Богучарского района Иван Романович Ермоленко: «В концлагерях мы содержались под открытым небом, за колючей проволокой. Никакой горячей пищи нам не давали. Спали на голой земле. Разговаривать громко нельзя, иначе часовые стреляли по нарушителям тишины и порядка, а в лучшем случае били прикладом. Ежедневно было 10 — 15 смертельных случаев. Появился сыпной и брюшной тиф. К допросу меня вызывали трижды и всё требовали признаться в том, что я партизан, и советовали спасти свою жизнь путём выдачи товарищей. Поскольку я ни с кем связан не был, то и сказать что-либо по существу не мог. Это обстоятельство бесило жандармов, они били меня всячески кулаками, плётками, сбивали с ног и били пинками. Когда на следующий день вызывали к допросу, то сердце как-то каменело, тело делалось чужим, и, сам не знаю почему, появлялась какая-то выносливость и терпеливость».

Ивану Романовичу удалось выжить в концлагере — его освободили наши войска. Однако от перенесённых истязаний он стал инвалидом.

Пуля вместо хлеба

Во время оккупации Богучара фашисты выдавали мирным гражданам по 100 — 200 граммов хлеба в сутки. Да и то этот скудный паёк полагался только тем, кто выполнял тяжёлую физическую работу, к примеру по сооружению оборонительных конструкций. В актах о фашистских злодеяниях описано два случая, когда граждане приходили в комендатуру за положенным им пайком, а вместо хлеба получали пулю из пистолета в упор. Так погибли 37-летняя Александра Павловна Петренко и 59-летняя Пелагея Павловна Гетманова. Подобным образом любил «развлекаться» немец Отто Шмидт, руководивший раздачей хлеба.

Богучарское подполье

Линия фронта проходила через Богучарский район по реке Дон. Правый берег был оккупирован полностью. В первые же две недели оккупации было создано два партизанских отряда. В бывшем Радченском районе (ныне входит в состав Богучарского района) действовала молодёжная подпольная группа Кима Чеченева. Ребята добывали разведданные, несколько раз переходили линию фронта. Их арестовали, долго пытали, а потом расстреляли.

В период оккупации богучарские девушки помогали советским воинам укрываться и переправляться через линию фронта, добывали ценные разведданные. Позже некоторые из них прошли обучение в калачеевской разведшколе НКВД и стали членами партизанского отряда «Народный мститель». Среди них — Клавдия Веремеева, Таисия Попова, Дарья Калашникова, Евгения Автономова. Клава Веремеева и Тася Попова погибли в боях, их именами названы улицы Богучара.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.