«Воздействую то на мужа, то на жену!» — как Владимиру Федосееву удаётся держать в тонусе один из крупнейших оркестров мира

Большой симфонический оркестр имени Чайковского выступил на Платоновском фестивале

09.06.2017 01:34
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Одним из хедлайнеров Платоновфеста-2017 стал Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Один из самых крупных оркестров мира (в его составе около ста музыкантов) выступил 7 июня на сцене Воронежского театра оперы и балета. Так как фестиваль назван именем Андрея Платонова, в музыкальной его программе лидируют произведения современников писателя, композиторов ХХ века. Этот концерт не стал исключением. В первом отделении прозвучала музыка Дмитрия Шостаковича — фрагменты из музыки к фильму «Пять дней — пять ночей» и концерт для виолончели с оркестром №1, который вместе с оркестром сыграл известный виолончелист Борис Андрианов. Во втором отделении оркестр исполнил балет «Весна священная» Игоря Стравинского.
 

Большой симфонический оркестр имени Чайковского был создан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Предполагалось, что он будет исполнять классические произведения для радиотрансляций. Но этим деятельность коллектива не ограничилась. Начиная с 60-х годов оркестр гастролирует по всему миру, прославившись своим высочайшим уровнем исполнения. С ним выступали такие знаменитости в мире музыки, как Эмиль Гилельс, Юрий Башмет, Гидон Кремер. В исполнении БСО впервые прозвучали многие произведения выдающихся советских композиторов ХХ века: Шостаковича, Свиридова, Хачатуряна. С 1974 года оркестр возглавляет Владимир Федосеев. Накануне концерта Владимир Иванович рассказал корреспондентам «Ё!», что для каждой страны оркестр тщательно подбирает репертуар:

— Австрия — столица музыкальной культуры, там всегда непросто выступать. В Японии мы постепенно внедряем Рахманинова. Чайковский для них уже свой товарищ, а Рахманинов еще нет. Мы стараемся проникать в другую культуру через наших великих композиторов. Репертуар всегда сложно составлять. Англичане поступают следующим образом: сначала и в конце дают музыку очень популярную, а в середине — современную. Без современной музыки сейчас нельзя, надо знать что происходит. Но если сделать весь концерт современным, можно отпугнуть, люди не пойдут.

— Во время гастролей чувствуется, что отношения между Россией и Западом сейчас непростые?

— Музыка имеет право вмешиваться в души людей. Политика у нас сейчас разная, на грани столкновений. Но ни одна из санкций, так называемых, на нас не действует, нигде. В любой стране нас встречают с любовью. Музыка стирает недоверие друг к другу. Русские музыканты — единственные, кто могут входить глубоко и проникновенно в любую культуру. Если русские музыканты будут играть того же Бетховена в Вене, где композитор родился и жил, об их выступлении пишут: да это Бетховен, но более глубокий. Наоборот я ни одного примера не могу назвать, когда немец или француз вошел в культуру России. Конечно, наша культура испытывает всякие сложности, когда на нее не обращают внимания, особенно наши руководители, которые не всегда понимают ее значения. Гоголь говорил: «Что бы было с нами, если бы музыка нас оставила». А музыка начинается, когда заканчивается слово, когда нечего сказать.

— Как вам удается держать в тонусе оркестр, ведь это около ста человек?

— Наш оркестр в некотором смысле семейный — многие внутри него поженились. Так что периодически я могу то на жену, то на мужа повоздействовать, — делится секретом Владимир Федосеев. — Всякое у нас бывает. Но мы стараемся удерживать людей.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.