В Воронеже показали спектакль по Платонову с куклами без одежды

Свою версию рассказа «Фро» представил Брестский театр кукол

08.06.2017 15:29
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Трогательную и смешную постановку «Фро» по одноименному рассказу Андрея Платонова показал 6 и 7 июня Брестский театр кукол из Белоруссии. Спектакль режиссера Руслана Кудашова в 2016 году стал лауреатом Национальной театральной премии в Белоруссии как лучший спектакль театра кукол. По значимости эту премию можно сравнить с российской «Золотой маской».

В постановке, которая прошла на сцене театра кукол «Шут», задействованы семь актеров. «Фро» они превращают в сказку, где утюги становятся паровозами, лопаты танцуют, а почтовый ящик разговаривает. При этом спектакль рассчитан на взрослых зрителей, на билетах стояло возрастное ограничение 16+.

Практически каждый год на Платоновский фестиваль привозят постановки «Фро» разных театров, их уже показали не менее пяти. Причём все версии рассказа Платонова абсолютно не похожи друг на друга. Интересно, что в 2015 году в Воронеже на фестивале уже был спектакль «Фро» в постановке Руслана Кудашова Рижского русского театра им. Чехова. Для Рижского театра режиссер создал персонажей, будто сошедших с картин Казимира Малевича. Желтые, красные, синие, белые цвета в декорациях и костюмах действующих лиц создавали ощущение праздника и легкости. Как отметил худрук Брестского театра кукол Михаил Шавель, для Кудашова было, конечно, испытанием — поставить два разных спектакля по одному материалу.

Кукольный спектакль «Фро» получился совсем другим и по настроению, и по цветовой гамме. Действие происходило в полумраке, герои были одеты в темно-синюю рабочую форму, а куклы Фро, её отца и Фёдора кажутся бестелесными существами-душами из-за того, что на них нет одежды. Кукол изготавливали в Санкт-Петербурге из крафтовой бумаги.

В спектакле «Фро» много юмора и шуток. А о постановке Рижского театра напоминает заводная песня Bella ciao, исполнение которой в декорациях в духе авангарда 20-х годов прошлого века получилось очень комичным и оживило постановку.

— Мне кажется, режиссеры так часто ставят «Фро», потому что Платонов пишет картинками, — говорит актриса Брестского театра кукол Лилия Верста. — От того, что у Платонова не бытовой язык, мы так в жизни не говорим, наоборот, очень легко погружаешься в работу. Можно несколько раз прочитать пьесу, и ты уже в этой атмосфере.

Спектакль «Фро», по словам актрисы Елены Поляшенко, в том числе и о людях из нашей современной жизни, о разных мирах мужчины и женщины, о поиске личного счастья и своего предназначения.

— Во времена Платонова мужчины коммунизм строили, а сейчас бизнес и карьеру, женщина же мечтает о счастье, так что со временем мало что меняется, — говорит Лилия Верста. — Репетиции спектакля натолкнули нас на мысль, что если у женщины забрать работу, то она уйдет в семью, дом, детей и выберется из этого стрессового состояния. А мужчина — нет, для него работа — первая необходимость. Платонов пишет и об этом тоже.

Муж Фро Фёдор уезжает далеко на Дальний Восток настраивать и пускать в работу таинственные электрические приборы, а она не может любить издалека. Фро пошла на хитрость, отправив мужу телеграмму, что сильно заболела. И вот они встретились, как вечный символ Адама и Евы стоят под деревом под шум дождя, но их снова ждет скорая разлука…

В спектакле много символов и интересных находок с предметами. Например, сигарета становится сторожем, сгоревшая спичка — любовником, печатная машинка — курьерским поездом, а бумажные самолетики — письмами.

— Этим и отличается театр кукол, что здесь все построено на символах, любая палочка может работать, — говорит Елена Поляшенко. — Мы не говорим огромные монологи, а маленькими предложениями показываем историю.

СПРАВКА «Ё!»

Брестский театр кукол — известный белорусский театр, получивший звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь». Основан в 1963 году. На его сцене поставлено свыше 180 спектаклей, которые посмотрели миллионы зрителей.

Театр часто гастролирует и участвует в международных фестивалях. Он первым среди театров кукол страны представлял белорусское кукольное искусство в Германии (Берлин, 1993) и на знаменитой сцене Государственного академического театра кукол имени С. Образцова (Москва, 1995). Спектакли театра показывались также во Франции, Польше, Австрии, Болгарии, Словении, Чехии, Эстонии, Иране, Казахстане, Китае, Индонезии и в других странах.

В 1996 году театр стал основателем ежегодного Международного театрального фестиваля «Белая Вежа», на котором завоевывал главные призы и Гран-при. Также среди наград Брестского театра кукол — три Гран-при Всемирного фестиваля театров кукол, который проходит в Праге (Чехия). В 2005 году он был отмечен специальной премией президента Республики Беларусь «За развитие международных культурных связей».

 

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.