Почему воронежские болельщики перестали ходить на стадион?

Посещаемость матчей «Факела» продолжает падать из года в год

06.06.2017 17:45
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Воронежский «Факел» сохранил за собой первое место в рейтинге посещаемости домашних матчей среди клубов Футбольной национальной лиги. По итогам минувшего сезона на домашние матчи воронежского клуба приходило в среднем по 5 074 зрителя. Это примерно на тысячу больше, чем у ближайшего конкурента — московского «Динамо». Пятёрка самых посещаемых команд лиги по домашним матчам выглядит так:

«Факел» — 5 074

«Динамо» — 4 088

«СКА-Хабаровск» — 3 726

«Кубань» (Краснодар) — 3 593

«Балтика» (Калининград) — 3 394

При этом посещаемость домашних матчей у «Факела» из года в год продолжает снижаться. В летне-осенний отрезок сезона 2016 — 2017 на домашние матчи «Факела» приходило в среднем 9 745 зрителей. В аналогичный отрезок позапрошлого сезона — 10 160. Чего уж говорить про первый сезон «Факела» в ФНЛ 2011 — 2012 годов. Тогда на первом этапе сезона на домашние матчи «Факела» приходило в среднем по 12 250 болельщиков! По этому показателю «Факел» по итогам 2011 года занял 11-е место, обойдя ряд клубов премьер-лиги! И это несмотря на то, что закончили тот год воронежцы на последнем месте в таблице.

Стоит ли вспоминать сезоны 2000 и 2001 годов, когда «Факел» в последний раз играл в высшем дивизионе, и на воронежском стадионе, вмещавшем тогда 24 тыс. зрителей, почти на каждом матче был аншлаг.

Даже по сравнению со временами выступления во втором дивизионе, нынешняя посещаемость «Факела» заметно ниже. В сезоне-2014 — 2015 во второй лиге на воронежцев ходило по 5 800 зрителей, в сезоне-2013 — 2014 — 6 600.

Матч «Факел» — «Динамо», на который пришло 12 900 зрителей, стал самым посещаемым поединком ФНЛ минувшего сезона. Фото fakelfc.ru

В чём же причины падения посещаемости матчей «Факела»?

Причина 1. Общая тенденция падения посещаемости в российском футболе

Особенно это касается ФНЛ. Вот как менялась средняя посещаемость матчей Футбольной национальной лиги за последние 6 сезонов.

Сезон Зрителей (в среднем)
2011/2012 4 881
2012/2013 3 320
2013/2014 2 727
2014/2015 2 736
2015/2016 2 443
2016/2017 2 250

Причина 2. Возможности «Факела» не соответствуют ожиданиям болельщиков

Во-вторых, падение посещаемости «Факела» связано с завышенными ожиданиями болельщиков. Судите сами. В последние 2 сезона посещаемость воронежского стадиона после зимнего перерыва неизменно падала вдвое. В позапрошлом сезоне до зимнего межсезонья на «Факел» ходило 9,7 тыс. зрителей, после перерыва — 4,7 тыс. В прошлом сезоне — 6,4 тыс. и 3,2 тыс. соответственно. Оба этих года «Факел» резво стартовал и первый круг заканчивал среди лидеров, претендуя на попадание в стыковые матчи и вселяя в сердца болельщиков напрасные надежды, а весеннюю часть попросту проваливал.

Перформанс воронежских фанатов на матче «Факел» — «Динамо». Фото fakelfc.ru

Причина 3. Болельщики уже не те

В-третьих, за последние годы в Воронеже сменился болельщицкий менталитет. С тех пор как «Факел» в последний раз играл в высшем дивизионе, сменилось не одно поколение болельщиков. 15 — 16-летние парни и девушки, заполняющие сегодня фанатский сектор стадиона, ещё даже не родились, когда в футболках «Факела» играли Шмаров, Сёмин, Гурбанов, Щёголев. В конце 1990-х — начале 2000-х каждый домашний матч «Факела» для Воронежа был событием. Улицы вокруг стадиона за пару часов до игры уже были запружены народом. Отчасти это можно связать и с индустрией развлечений, сделавшей за полтора десятка лет большой шаг вперёд. В 2000 году число приличных мест, где в Воронеже приятно провести досуг, можно было посчитать по пальцам. Сейчас же развлечений хоть отбавляй: кинотеатры, клубы, кафе, рестораны, парки, торговые центры.

Причина 4. В Воронеже ничего не делается для привлечения болельщиков на трибуны

Четвёртая причина перекликается с предыдущей. Увы, сейчас администрация клуба и воронежский стадион не делают практически ничего для привлечения болельщиков на трибуны. О чём можно говорить, если даже сиденья на Центральном стадионе профсоюзов не моют перед играми и болельщикам нужно искать газетку, чтобы вытереть толстенный слой пыли и грязи, прежде чем сесть.

На рубеже 1990 — 2000-х из каждого матча «Факела» организаторы делали шоу. На стадионе крутили песни про «Факел», воспринимавшиеся болельщиками как шлягеры («Воронежский болельщик», «Факел» — наш огонь», «Нам нужен гол»).

В 1999 году у «Факела» первым из всех команд России появился маскот (талисман в костюме ростовой куклы) Бобр Фаворит в исполнении неподражаемого Александра Чувардина. Бобёр сразу же стал любимцем воронежских болельщиков. Его фирменная походка чуть-чуть вразвалочку, голос с ельцинскими нотками, смешные жесты, когда он, к примеру, проходя мимо фанатов соперника, чуть приподнимал хвостик, — всё это сводило трибуны с ума. Фаворит разгонял по стадиону «волну», смешил болельщиков шутками-прибаутками и даже пел частушки.

Заголовок в «МОЁ!» после легендарной победы «Факела» над «Спартаком» в 2000 году. Именно в Воронеже впервые на рубеже 1990 — 2000-х появилась традиция устраивать на стадионе салют в честь каждой победы «Факела». Перед матчами и в перерывах на стадионе постоянно выступали творческие коллективы, устраивали конкурсы для болельщиков. А уж такие события, как открытия сезона, и вовсе превращались в грандиозные шоу. Болельщики со стажем до сих пор помнят открытие сезона-1999, когда парашютист с флагом «Факела» приземлился точнёхонько в центр футбольного поля.

Сейчас остаётся вспоминать эти времена с ностальгией. И надеяться, что это когда-нибудь повторится. А как думаете вы, дорогие читатели, почему посещаемость «Факела» в последние годы снижается?

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.