Шесть историй об Иване Крамском в картинах художника

27 мая 2017 года исполняется 180 лет со дня рождения живописца, уроженца Острогожска

27.05.2017 10:51
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

6471
  

Уроженец Воронежской области художник Иван Крамской внёс неоценимый вклад в культуру. Он был бунтарём от искусства, идеологом передвижничества, советником коллекционера Павла Третьякова, создавшего знаменитую на весь мир Третьяковскую галерею. Ученик Крамского Илья Репин стал знаменитым художником.

27 мая 2017 года исполняется 180 лет со дня рождения Ивана Крамского. Мы вспоминаем главные события жизни художника и его шедевры.

«Русалки»

«Бунт четырнадцати»

Будущий идеолог передвижников родился 27 мая 1837 года в Острогожске в семье писаря. Иван Крамской окончил уездное училище, нашёл работу ретушёром у своего земляка фотографа Михаила Тулинова. Акварелью он подправлял портреты людей на снимках, затем работал в Харькове. В 19 лет он переехал в Петербург. Спустя год после работы в фотоателье в 1857 году Крамской с первого раза поступил в Академию художеств.

Крамской был одним из самых талантливых учеников. За картину «Моисей источает воду из скалы» он получил малую золотую медаль. Однако и Крамскому, и другим ученикам академии хотелось больше свободы. Когда им предложили конкурсную тему «Пир в Валгалле» (автор лучшей картины получал большую золотую медаль и возможность поехать в Париж), студенты отказались и подали прошение, чтобы каждому разрешили разрабатывать свою тему. Совет академии отказал. Тогда 14 лучших выпускников во главе с Крамским покинули академию и основали первую в России Артель свободных художников, просуществовавшую до 1871 года. Это событие вошло в историю искусства как «Бунт четырнадцати».

— Интересно, что в 1863 году в России произошёл «Бунт четырнадцати», во Франции в том же году состоялась первая выставка импрессионистов, — отмечает зав. экспозиционным отделом музея им. И.Н. Крамского Ольга Рябчикова. — Они же тоже были бунтарями и были против академической системы. Художники и Франции, и России начинали тянуться к свету, к большей свободе в творчестве.

В 1870-м было создано «Товарищество передвижных выставок», основным организатором которого был Иван Крамской. Он отстаивал взгляды о высокой общественной роли художника, принципы реализма и национальности искусства. Товарищество проводило передвижные выставки и вело просветительскую деятельность. В него входили известные художники того времени: Васнецов, Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и другие. На первой выставке передвижников Крамской представил свою картину «Русалки» по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Эту работу купил для своей коллекции Павел Третьяков.

— Крамской во многих своих взглядах опередил время, — говорит Ольга Рябчикова. — Например, у него был интересный подход к системе художественного образования. Он считал, что не нужны академии и училища, а стоит создавать мастерские художников, к которым будут приходить те, кто хочет учиться именно у этих мастеров.

«Портрет Льва Толстого»

Писатель сделал Крамского прототипом персонажа в «Анне Карениной»

Самые известные изображения Льва Толстого — седовласый старец с мудрым взглядом. Ивану Крамскому же удалось написать портрет писателя, когда он был в самом расцвете лет. Художник был прекрасным портретистом, поэтому Павел Третьяков заказал ему создать галерею изображений выдающихся людей, среди которых был и Толстой. Для работы над портретом Крамской приехал в Козловку-Засеку неподалеку от Ясной Поляны. Писатель долго не соглашался позировать. И всё-таки Крамскому удалось уговорить его на несколько сеансов. Работа над портретом длилась меньше месяца. По свидетельству членов семьи, художник с натуры написал только лицо и руки, а все остальное — по памяти.

Во время сеансов Крамской и Толстой вели беседы об искусстве и жизни. Писатель привлёк художника своей энергией, умом и простотой внешнего облика. «На гения смахивает», — говорил о нём Крамской. Личность художника тоже впечатлила Льва Николаевича. Писатель даже сделал живописца прототипом художника Михайлова, которому Вронский в пятой части романа «Анна Каренина» заказывает портрет Анны.

«Христос в пустыне»

«Писал слезами и кровью»

Над картиной «Христос в пустыне» Крамской работал более пяти лет. Художник задумал это произведение в середине 1860-х, но первый вариант не удовлетворил его. Новую версию картины Крамской представил в 1872 году на второй выставке передвижников в Петербурге. На полотне Христос изображен во время 40-дневного поста в пустыне после своего крещения. Крамской хотел запечатлеть нравственный выбор, неизбежный в жизни каждого человека. В одинокой фигуре, сидящей среди холодных серых камней, чувствуется не только задумчивость и усталость, но и готовность сделать первый шаг на пути к Голгофе.

Столь человеческий образ Христа в то время мог восприниматься как кощунство. Крамской вспоминал, что на вопрос, который задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», он отвечал, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали.

Как вспоминал Илья Репин, Иван Крамской долго находился в поиске «своего Христа». И «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал». А перед тем как начать работу над вторым вариантом, Крамской ездил в Крым, чтобы пережить чувство, испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях. Этой картине Крамской отдал много сил: «Это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий…» «Христа в пустыне» за шесть тысяч рублей купил Павел Третьяков, он называл картину одной из самых любимых. Лев Толстой тоже высоко ценил эту работу, он писал Третьякову: «Это лучший Христос, которого я знаю». За картину Совет Академии художеств решил присудить Крамскому звание профессора. Но художник отказался, желая оставаться независимым от академии.

Роспись «Отечество» в храме Христа Спасителя

Крамского «забыли» пригласить на открытие

В главном храме Москвы купол украшает роспись «Отечество» Ивана Крамского. А между тем работа над ней была связана со скандалом. Главный архитектор храма Константин Тон поручил роспись профессору Алексею Маркову из Академии художеств. За роспись купола он должен был получить 75 тысяч рублей. Марков взял в помощники своего ученика Евграфа Сорокина. Пока профессор был в отъезде, тот доделал роспись, да так, что Марков пришёл в ужас и заставил ученика скипидаром смывать свои «художества». До сдачи работы оставалось всё меньше времени. Тогда Марков предложил работу ещё одному своему ученику — Ивану Крамскому, заплатив ему всего десять тысяч рублей. Объём работы был огромный, поэтому Крамской пригласил себе в помощники двух товарищей-художников.

Единственное условие, которое поставил Крамской, — чтобы профессор Марков не контролировал ход работы. К счастью для художников, работа архитектором Тоном была принята с минимумом правок. Выполненная роспись «Отечество» оказалась грандиозной. На открытии храма все поздравляли Маркова, а Крамского даже не позвали. Профессор же значился официальным автором. И только благодаря вмешательству и авторитету художника Алексея Боголюбова справедливость была восстановлена. К сожалению, 5 декабря 1931 года большевики взорвали храм, чтобы на его месте построить Дворец Советов. Оригинальная роспись Крамского была уничтожена. Когда же в 1988 году началось воссоздание храма Христа Спасителя, «Отечество» было восстановлено по эскизам художника.

«Неизвестная»

Третьяков побоялся покупать картину с загадочной особой

Пожалуй, одна из самых знаменитых картин Крамского — портрет «Неизвестная». Произведение было написано в 1883 году. На картине изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту. Кто эта особа, изображённая на портрете, художник оставил в тайне. Даже в его письмах и дневниках нет никаких упоминаний.

Красавица, смотрящая на зрителей свысока, одета по последней моде: шляпка «Франсиск» с пером, отделанное собольим мехом пальто, золотой браслет... Все эти вещи стоили недёшево. Кстати, в светском обществе того времени считалось неприличным надевать столь модные наряды, да ещё и выставлять их напоказ, поэтому внешний вид женщины намекал на её «лёгкое» социальное положение. Возможно, по этой причине Павел Третьяков, который воспитывался в семье со строгими взглядами, не стал покупать картину.

На его решение не повлияло даже то, что Крамской был его советником в формировании коллекции и с художником у него был негласный договор на приобретение чуть ли не каждой его работы. Живописец продал картину мелкому коллекционеру. «Неизвестная» долго кочевала от одного владельца к другому и только в 1925 году оказалась в Третьяковке.

«Портрет жены с дочерью»

Художник женился на «падшей» женщине

В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского в постоянной экспозиции находится «Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника, и Софьи Ивановны Крамской, дочери художника». Со своей будущей супругой Крамской познакомился в Петербурге, когда уже заканчивал обучение в Академии художеств. Софья попала в неприятную историю. У неё был роман с женатым художником, который позорно сбежал за границу со своей законной супругой, оставив Софью на произвол судьбы. Конечно, в обществе её осуждали, но Крамской так сильно был в неё влюблён, что его не волновало мнение окружающих. Художник в 1862 году женился на Софье.

Брак был счастливым, супруга во всём поддерживала художника. Она подарила мужу шестерых детей. К несчастью, двое сыновей Крамских умерли в детстве. Картину «Портрет жены с дочерью» художник начал писать после их смерти в 1875 году. Эту работу живописец не успел закончить, проработаны только фигуры, а фон остался недописанным.

— У Крамского было много заказов, он содержал большую семью, хорошо зарабатывал, — рассказывает Ольга Рябчикова. — Но художник почти не успевал писать то, что хотелось именно ему. Этот портрет он упоминает в письмах, что никак не может его докончить, всё некогда.

В последние годы жизни Иван Крамской был болен аневризмой сердца. Художник умер 5 апреля 1887 года за работой над портретом доктора Раухфуса. Могила Крамского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В ТЕМУ

Какие творения Крамского можно посмотреть в Воронеже

Воронежский областной художественный музей (пр-т Революции, 18) назван именем Ивана Крамского. В коллекции есть графика и живопись художника. В постоянной экспозиции представлено шесть живописных произведений, пять из них — портреты и один пейзаж.

В Острогожске сохранился дом (ул. Маршака, 14), где провёл детство Иван Крамской. С белёными стенами под камышовой крышей, он сразу же выделяется среди остальных построек. В нём сохранено расположение комнат и восстановлены детали быта.

В музее представлены материалы, посвящённые острогожскому периоду жизни художника. В родном городе он провёл 16 лет. В Острогожском историко-художественном музее им. И.Н. Крамского (бульвар Крамского, 4) можно посмотреть экспозицию о петербургском периоде художника. В экспозиции есть графические, в основном ученические работы Крамского, его учеников и друзей.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.