Гарри Бардин в Воронеже рассказал, почему отказался работать в Голливуде
Режиссёр-мультипликатор Гарри Бардин рассказал воронежцам о своём становлении в профессии и показал ретроспективу собственных мультфильмов
Мультфильмы «Летучий корабль», «Пиф-Паф ой-ой-ой!», «Серый волк энд Красная шапочка» — классика советской и российской мультипликации, с которой знаком, пожалуй, каждый. С создателем этих маленьких шедевров — режиссёром Гарри Бардиным — примерно двумстам воронежцам посчастливилось встретиться на творческом вечере мастера «И вот наступило потом», который состоялся в книжном клубе «Петровский» в субботу, 20 мая. На встрече Бардин рассказал, как создавались легендарные мультфильмы и почему он отказался от заманчивого предложения работать на студии Уолта Диснея. Разговор чередовался с демонстрацией мультфильмов, снятых автором.
Творческая пауза
Гарри Бардин по образованию актёр. Он закончил школу-студию МХАТ, по окончании которой пришёл на работу в театр Гоголя.
— Говорят, кто попадает в театр, тут же заболевает им, — рассказывает Гарри Яковлевич. — Пыль театральных кулис, всё прочее… Не верьте! Я проработал пять лет и подал заявление об увольнении. У меня тогда было замечательное время — между одним браком и вторым. Это была такая творческая пауза, когда я был ответственен за жизнь только перед самим собой и собственным желудком.
Уйдя из театра, Гарри Яковлевич приступил к поискам себя. Он писал сценарии, озвучивал мультфильмы. Постановка в кукольном театре принесла в трудовую книжку Бардина отметку «режиссёр-постановщик». В 1974 году он стал штатным сотрудником «Союзмультфильма».
Сценарий мультфильма «Летучий корабль» был «не в зуб ногой»
Звезда Гарри Бардина по-настоящему взошла в 1979 году после выхода в свет мультфильма «Летучий корабль». Сцены с хором бабок-ёжек и песенкой Водяного уже стали настоящей классикой. Интересно, что от сценария этого мультфильма мастер сначала хотел отказаться.
— На студию тогда пришёл новый директор, — вспоминает Гарри Яковлевич. — Он дал мне сценарий. Я прочитал его и понял, что сюжет «не в зуб ногой», о чём и сказал директору. Он спокойно забрал его у меня и говорит: «Ну, смотрите, вам со мной работать». И тут я испугался. У меня ведь сын тогда родился, надо было думать о пропитании… И говорю: «Ладно, давайте еще раз прочитаю».
Автор сценария и руководство студии дало Бардину карт-бланш в работе над мультфильмом. И он решил снимать мюзикл.
— Я сразу подумал: хорошо, чтобы был номер «Мечта», где каждый мечтает о своем. А припев — «Ах, если бы сбылась моя мечта...» А потом Дунаевский, который писал музыку к мультфильму, склонил меня похулиганить, и мы вместе придумали разудалых бабок-ёжек и Водяного.
Антибоксёрский фильм
В 1985 году на экраны вышел мультик «Брэк!» — пластилиновая пародия на боксёрские бои под весёлую музыку.
— Когда решил делать антибоксерский мультфильм, понял, что мне нужно познать бокс, — вспоминает Бардин. — Пошел в Институт физкультуры и спорта. Вы видели тренеров в мультфильме: у одного нос в одну сторону, у другого в другую? Я нашел ребят, знающих, как делать такие носы. Они показывали мне учебные фильмы, рассказывали, как черная бомба Детройта красиво пускает в нокаут. Тогда я понял, что и здесь есть поэзия, проникся этим видом спорта.
Тренеров со свёрнутыми носами в мультфильме озвучивают Зиновий Гердт и Михаил Державин. Вместо текста — непонятная абра-кадабра, напоминающая английскую и испанскую речь.
— Когда я показывал «Брэк!» в США, американцы мучительно вслушивались: «Что он говорит?» А когда показывали в Мадриде — все смеялись. Я не мог понять, почему. Оказалось, Зяма (Зиновий Гердт) добавил фразу «Асто Маньяно», это значит «До завтра». Не к месту, но смешно.
От предложения студии Уолта Диснея отказался
В 1992 году президент студии Уолта Диснея пригласил российского мастера провести мастер-класс для сотрудников. Он повёз в Лос-Анджелес 9 своих фильмов.
— Капиталисты — люди забавные, — рассказывает Гарри Яковлевич. — Мастер-класс я проводил в их обеденный перерыв, чтобы они не прерывались. Они достали коробочки с едой, поливали их содержимое разными соусами, жевали и слушали. А после мастер-класса президент студии предложил мне остаться. Пообещал три машины на семью, дом, зарплату, которой ни у кого в России нет... Я у него спрашиваю: «А что я буду делать?» Он отвечает: «Сериал» - «А как долго?» Он молча махнул рукой.
Мысль посвятить жизнь одному-единственному проекту, претила мастеру, поэтому от заманчивого предложения Бардин отказался. Да и свою команду, с которой он в 1991 году момент начал создавать в Москве мультипликационную студию «Стайер», он бросить не решился.
— Единственная ошибка была в том, что я об этом разговоре рассказал своей жене, — смеётся Бардин. — И тогда я узнал, кто я есть на самом деле…
Что думает Гарри Бардин о современной мультипликации, над чем сейчас работает мастер, и что он пожелал воронежцам — читайте в одном из ближайших выпусков газеты «МОЁ!».
Гарри Бардин — советский и российский художник-мультипликатор и режиссёр-мультипликатор, родившийся в городе Чкалове в 1941 году. Визитной карточкой мастера стали кукольные, пластилиновые, верёвочные мультфильмы. Наиболее известные работы Бардина: «Летучий корабль», «Пиф-паф, ой-ой-ой!», «Серый волк энд Красная шапочка», «Кот в сапогах» и другие. Сегодня 76-летний Гарри Бардин возглавляет собственную мультипликационную студию «Стайер».
Читать все комментарии