«Переименовать улицу Землячки нас просили даже из Питера»

Ответственный секретарь комиссии по культурному наследию Николай КОМОЛОВ рассказал, как он придумывает наименования новым улицам Воронежа

22.05.2017 08:58
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Воронежцы, интересующиеся историей родного города, наверняка не раз задавались вопросом: как такой-то сквер или улица получили название? Допустим, почему в Берёзовой Роще появился сквер «Ломоносовский», возле «Касторамы» — лесопарк «Вдохновение», а в Дубовке — внезапно — бульвар Багратиона?

Николай КОМОЛОВ может объяснить воронежские названия, возникшие в последние пять лет, потому что сам их придумывает. А затем представляет на утверждение городской комиссии по культурному наследию. К слову, с подачи Николая Комолова было названо около ста скверов, бульваров и улиц.

«Назвать улицу именем Путина ещё никто не просил»

Николай Анатольевич — историк, кандидат наук, долгое время преподавал в воронежских вузах. Последние шесть лет работает в управлении культуры секретарём комиссии по культурному наследию — занимается письмами, формирует повестку заседаний, которые проходят раз в квартал. В том числе готовит к заседаниям список новых улиц, переулков, скверов и бульваров, которые надо назвать, а также свои варианты наименований.

Новые улицы в Воронеже появляются нечасто — в основном на окраинах, где разрастаются новые жилые кварталы. Один из последних так называемых кустов из шести улиц появился в строящемся микрорайоне Шилово. Одну из них назвали в честь пожарного Александра Коренцова, который погиб 22 сентября 2016 года при тушении пожара в Москве (читайте о нём на стр. 7). Остальные пять — именами сотрудников МВД и ФСБ, погибших на Северном Кавказе.Николай Комолов. Фото: Игоря ФИЛОНОВА.

— С такой просьбой к нам обратились жители города, в частности отец Коренцова, — рассказывает Николай Анатольевич. — В комиссию вообще приходит много писем с просьбами назвать улицу в честь кого-то. Обычно посмертно. В первую очередь улицы называют именами героев войны, основателей города — так, на левом берегу появились улицы адмирала Чурсина, авиационного генерала Шидловского, а также Семёна Сабурова. Надеюсь, что задуманный памятник на Университетской площади ему всё-таки установят, а заодно, считаю, площадь можно было бы переименовать в площадь Сабурова.

Новые воронежские улицы называют не только в честь военных. В Центральном районе, например, в 2016 году появилась улица Василия Пескова — писателя и журналиста. А вот просьбы назвать воронежские объекты в честь здравствующих деятелей, например Владимира Путина (есть же такой проспект в Грозном), в комиссию пока не поступали. Зато в 2014 году возле улицы Пирогова появился сквер «Крымский»…

Иногда воронежцы обращаются с просьбами переименовать улицу, но дело это сложное.

— Несколько раз нас, просили переименовать улицу Землячки в Железнодорожном районе, даже туристы из Питера написали нам письмо. Ведь Розалия Землячка была одним из организаторов красного террора в 20-х годах, — рассказывает Николай Комолов. — Но в этом случае надо переделывать множество документов, а в городском бюджете на это средств нет.

Возвращать воронежским улицам дореволюционные названия, как это сделали в обеих столицах, тоже не всегда имеет смысл, рассуждает наш собеседник. Ну не возвращать же площади Ленина её старинное название Конная! В Воронеже 14 центральных улиц, как известно, имеют двойные названия, и этим историки пока ограничились.

«Внешний вид не всегда соответствует названию»

— При управлении экологии есть координационный совет по сохранению зелёного фонда. Он и формирует зелёные зоны из бесхозных участков, — рассказывает Николай Анатольевич. — Сейчас у меня на очереди полтора десятка скверов, которые нужно назвать. Мне присылают их размеры, фотографии. Я смотрю по карте, какие объекты находятся рядом, порой выезжаю на место. Стараюсь подходить к процессу, по возможности, творчески. Раньше некоторые зелёные зоны называли, не мудрствуя лукаво: сквер возле дома № 50. Ну что это такое?

Николай Комолов. Фото: Игоря ФИЛОНОВА.

По словам нашего собеседника, все названия можно поделить на несколько групп.

  1. Привязанные к близлежащим улицам и паркам. Допустим, сквер «Ломоносовский» в Берёзовой Роще находится рядом с улицей Ломоносова, аллея Оптимистов — возле парка Оптимистов и т. п.
  2. Названные в честь ближайших объектов. Таким образом появился сквер «Музыкальный» на улице Карпинского — возле детской школы искусств, а бульвар Литературный рядом с литературным музеем.
  3. Именные. Николай Комолов уверяет — каждый воронежский сквер назван именем известной личности не просто так. Например, сквер Лермонтова на улице Плехановской. Логика здесь такая: известно, что Михаил Юрьевич бывал в Воронеже проездом из Петербурга на Кавказ и обратно, останавливался в гостинице, на месте которой сейчас находится театр оперы и балета. Вряд ли поэт мог миновать нынешнюю улицу Плехановскую (тогда Большую Московскую). Многие скверы — имени Шевченко, Станкевича — названы в годы юбилеев этих деятелей. Зелёные зоны, которые назывались в 2012 — 2013 годах, часто носят имена участников войны 1812 года — например, сквер имени уроженца Воронежа, участника Бородинского сражения капитана Мягкова на улице Коммунаров (он похоронен на Терновом кладбище).
  4. Узаконенные народные названия. Яркий пример тому — сквер «Совёнок», который украшает скульптура в виде дерева с сидящими на нём маленькими совами.
  5. Просто красивые названия. Сквер «Уютный», лесопарк «Вдохновение», бульвар Радости…

    — Не всегда их внешний вид соответствует названию, — говорит Николай Комолов. — Но я надеюсь, что этот диссонанс может стать для кого-то стимулом. Например, для местных предпринимателей — сделать лесопарк «Вдохновение» действительно вдохновляющим...

 

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.