Родные воронежского пожарного, посмертно награждённого орденом Мужества, опасаются, что их сына отправили на верную гибель

30.04.2017 18:57
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

17606
  

В Воронеже на территории института государственной противопожарной службы на улице Краснознамённой установят мемориальную доску в память о погибшем пожарном Александре Коренцове. 24-летний Александр, уроженец Воронежа, и семь его коллег погибли 22 сентября 2016 года в Москве во время ликвидации пожара на складе пластиковых изделий. Огнеборцы вывели из здания почти сотню людей, а затем пошли в самое пекло, на крышу, чтобы установить водяную завесу и не допустить пламя к 30 баллонам с аммиаком — те могли взорваться в любой момент. Но кровля рухнула, и восемь спасателей оказались под завалами. Шансов выжить у них не было... Их посмертно представили к орденам Мужества.

«Смерть — не повод отказаться от атаки!»

О случившейся трагедии родители Александра, которые живут в Воронеже, узнали из вечернего выпуска новостей. А позже коллеги Коренцова сообщили родным по телефону, что их сына нет в живых. Папа и мама Александра уже на следующий день были в Москве, где им отдали единственную уцелевшую на сыне вещь — наручные часы. Они сделаны из очень прочного титанового сплава и не расплавились потому, что находились под «боёвкой» (так называют боевую одежду пожарного. — Прим. авт.).

— Их я подарил сыну, когда он ещё в школе учился, — бережно держит в руках обгоревшие часы Вячеслав Коренцов. — Уже тогда он грезил о работе пожарного. Постоянно рассказывал нам о «герое нашего времени» полковнике Евгении Чернышове. Тот участвовал в ликвидации более 250 крупных пожаров, спас десятки жизней. Он погиб при исполнении в 2010 году, ему было 46 лет.

Одержимость профессией родные не воспринимали всерьёз. Были уверены: Коренцов-младший продолжит династию и станет военным, как и три поколения мужчин в его семье. Дед и отец — военные инженеры, один прадед был танкистом, другой — подъесаулом Семиреченского казачьего войска.

Но вопреки воле родных Александр Коренцов всё же поступил в столичную академию МЧС. Окончил он её в 2014 году. Выпускника направили в Воронеж на спокойную должность инспектора. Но его хватило на пару месяцев. «Пап, там Москва горит, а тут хожу по цехам и кофе пью! Поеду туда работать!» — объявил семье Александр.

Коренцов всегда мечтал работать «в полях». Сначала он устроился в пожарную часть № 69 в Москве, а потом перевёлся в 59-ю, где дослужился до заместителя начальника. За годы службы в столице старший лейтенант Коренцов был награждён нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» и медалью МЧС России «Участнику ликвидации последствий ЧС».

«У спасателей каникул не бывает!»

...На страничке в соцсети в качестве любимой цитаты у Саши указано: «Смерть — не повод отказаться от атаки!»

— Сашка был настоящим фанатом своего дела, — рассказывает Коренцов-старший. — В багажнике своей машины он всегда возил сумку с огнетушителем, дыхательным аппаратом, носилки... Помню, как-то забегает домой и говорит: «Бать, я только что соседскую иномарку потушил».

Вячеслав Коренцов показывает специальную сумку, которую всегда возил в багажнике его сын

Впрочем, о своих подвигах во внерабочее время старлей рассказывал родным далеко не всегда. Однажды Александр, будучи в отпуске, спас жильцов загоревшейся двухэтажки. Семья узнала об этом лишь через полгода, когда их знакомые случайно наткнулись на статью под заголовком «У спасателей каникул не бывает!».

— В тот день сын поехал забирать бабушку из больницы в Хлевном, — вспоминает Вячеслав Валерьевич. — Он проходил мимо дома и увидел, что одна из квартир на втором этаже заполнена дымом. Как позже оказалось, воспламенился стабилизатор газового котла. Позже жители говорили журналистам, что Саша начал эвакуацию, ещё не зная причин пожара. Он отключил электричество в доме и перекрыл газ в каждой квартире. А после вызвал бригаду пожарных и газовиков. Те прибыли через пять минут.

Музей в пожарной части

Своё свободное время старлей проводил на «Вахтах памяти» — выезжал с поисковыми отрядами на места боёв Великой Отечественной. Искал останки солдат, устанавливал личности, связывался с родственниками, проводил перезахоронения. На его счету больше десятка таких экспедиций в разные города страны. В своей пожарной части Коренцов даже организовал небольшой музей, который постоянно пополнял находками из своих поездок: касками, фляжками, обезвреженными боеприпасами тех времён.

— В своём компьютере Саша собирал карты памяти боёв в Семилукском районе. Он планировал организовать Вахту памяти к этому Дню Победы, но так и не успел... — тяжело вздыхает отец.

Гибель пожарных — на совести командиров?

По факту гибели восьми человек при ликвидации пожара на складе Следственный комитет России возбудил уголовное дело о нарушении требований пожарной безопасности. Однако с самого начала родных смущали несостыковки в заключениях правоохранителей.

— Посмотрите на циферблат, — показывает Вячеслав Валерьевич обгоревшие часы сына. — Стрелки остановились в 18.40. Значит в это время Саши уже не было в живых... Но по заявлению правоохранительных органов, обрушение кровли произошло в 20.30. Как это может быть?

Эта и другие странности в расследовании заставили военного офицера — подполковника в отставке — самостоятельно разобраться в случившемся.

Как объяснили родственникам погибших пожарных, ребята должны были проделать в крыше технические отверстия, чтобы, во-первых, выпустить накопившиеся от горения пиролизные газы, которые могли рвануть. А во-вторых, в эти дыры нужно было вставить стволы брандспойтов и залить пламя пеной. Риск был очень большой. Ведь внутри находились баллоны с сжиженным газом и нужно было много воды, чтобы охладить их и не дать взорваться...
Однако такое объяснение никак не укладывалось в голове у Коренцовых.

— За это время я собрал достаточно информации о строении крыши, — говорит подполковник. — Дело в том, что конструкция была очень сложной и проделать в ней дыры болгаркой или бензорезом было просто невозможно. Но это ещё не все. Даже если предположить, что ребята выполнили задачу и пробурили отверстия, то что они могли сделать дальше, если у них на тот момент пожарные «рукава» были сухие? Это заметно даже на некоторых видеороликах в интернете! К тому же ребята выходили в эфир и просили подать на них воды. Но машины уехали на дозаправку. И это в то время, когда для пенообразования вода должна идти бесперебойно! Зачем было держать парней на опасном участке, если не было воды?! Такое впечатление, что на крышу отправили наших детей, совершенно не владея ситуацией!

— Ответы на многие вопросы родных, думаю, уже имеются в материалах уголовного дела, которые в настоящий момент, к сожалению, составляют «тайну» даже для потерпевшего. Кроме того, многое прояснит заключение судебной экспертизы, заключение которой ожидается в скором времени, — говорит адвокат Олег ШУБИН. — Родственники погибшего желают знать причины столько ужасной трагедии, почему их дети находились на крыше в момент ее обрушения, и при этом разумеется, у них имеются сомнения в надлежащей организации процесса пожаротушения.

Эти вопросы Коренцовы не раз задавали тем, кто руководил тушением того пожара, однако внятных ответов не получили до сих пор. Но потерявшие единственного сына воронежцы не теряют надежды, что Следственный комитет разберется в происшедшем. Недавно Вячеслав Коренцов связался с родными других погибших пожарных. Они составили коллективное обращение главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину:

«Считаем, что причиной гибели наших детей явилось не нарушение неустановленными лицами правил пожарной безопасности, которые повлекли начало данного пожара, а несвоевременные и не правильные действия руководителей тушения пожара, штаба пожаротушения и иных лиц, допустивших нахождение в столь опасной зоне погибших, выбравших им неверные маршрут движения и тактическую задачу».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.