В Воронеж привезли литографии с самых известных картин Ван Гога и Гогена

Выставка «Роковая встреча» открылась в музее имени Крамского

17.04.2017 16:10
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Музей имени Крамского в минувшую пятницу, 14 апреля, представил совместный с московской компанией «АртГит» проект — выставку «Роковая встреча. Винсент Ван Гог и Поль Гоген». В экспозиции представлены 79 литографий и ксилографий с известных картин художников, которые были выполнены в США с 1948 по 1952 годы.

Подход к искусству у обоих художников был полярным, что отразилось и в оформлении выставки. Литографии Ван Гога и Гогена расположились напротив друг друга. Вместе живописцы работали непродолжительное время, всего около двух месяцев — с октября по декабрь 1888 года в небольшом городе Арль на юге Франции. Тем не менее, этот период сильно повлиял на творчество обоих художников.

В Арле Ван Гог при поддержке своего брата Тео, торговца картинами, мечтал создать что-то вроде резиденции художников и для этого снимал старенький жёлтый дом. Когда он узнал, в каком плачевном положении находится Гоген, пригласил его поработать вместе. Тео помог оплатить приезд Гогена, творчеством которого Ван Гог восхищался.

Некоторое время Гоген и Ван Гог плодотворно работали вместе, у них есть похожие сюжеты в работах, например, ночное кафе в Арле. Однако всё чаще между ними возникали разногласия. Поль Гоген считал, что художник больше должен фантазировать в создании своих работ, Ван Гог же был приверженцем работы с натурой. Гоген писал: «Я чувствую себя в Арле совершенно чужим. Мы с Винсентом редко приходим к согласию, особенно в том, что касается живописи. Чтобы положить конец спорам, я говорю ему: «Ты прав, генерал». Ему очень нравятся мои картины, но когда я работаю над ними, он постоянно указывает мне то на один, то на другой недостаток. Он романтик, а мне по вкусы примитивы».

После очередного конфликта 23 декабря 1888 года Гоген решил покинуть жёлтый дом и провести ночь в отеле. Винсент подумал, что художник уехал. На следующее утро весь Арль бурлил известием о том, что в эту ночь у Ван Гога случился припадок помешательства. Художник отрезал мочку уха, завернул её в платок и отнёс в публичный дом, чтобы подарить своей знакомой проститутке. Вернувшись домой, Ван Гог потерял сознание. В таком состоянии его и нашла полиция. Винсента положили в городскую больницу, а Гоген уехал, не простившись. Больше художники никогда не встречались.

Как говорят искусствоведы, встреча Ван Гога и Гогена «могла закончиться лишь битвой титанов». Ван Гог писал с неистовой энергией. Гогену же требовалось больше времени для создания своих работ. Тем не менее, в судьбе обоих художников много общего. И Гоген, и Ван Гог довольно поздно начали заниматься искусством, а стали известны только после смерти, их картины стоят десятки миллионов долларов.

Жизнь обоих художников была непродолжительна и во многом трагична. Ван Гог прожил всего 37 лет, но лишь последние семь лет были посвящены живописи в полной мере. Его творческое наследие поразительно: около тысячи рисунков и почти столько же картин. Однако при жизни художника было продано лишь несколько полотен. Поль Гоген в 35 лет всецело посвятил себя искусству. Неприятие современного общества пробудило в нём интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. Ещё во Франции поиски обобщённых образов, таинственного смысла явлений, сблизили Гогена с символизмом и привели к созданию своеобразной живописной системы — «синтетизма», в которой светотеневое моделирование объёмов замещается ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании, где художник умер в возрасте 55 лет в 1903 году.

— Уникальность выставки в том, что в одном пространстве мы можем увидеть произведения двух самобытных, неординарных, величайших художников, — говорит заведующая научно-просветительским отделом музея имени Крамского Ирина Деманова. — Подлинники работ этих художников разрознены по миру. Чтобы их посмотреть, нужно объехать не один музей. На выставке «Роковая встреча» представлена квинтэссенция лучших работ художников, зритель может получить представление о том, как менялось их творчество. То, что на выставке представлены литографии, не делает её менее ценной. Литографии и ксилографии — это способы тиражной графики, которые выпускаются ограниченным тиражом. Компания «АртГит» привезла сертификаты на каждую из них.

Можно сказать, что экспозиция «Роковая встреча» — это небольшая ретроспектива работ Ван Гога и Гогена. На ней представлены литографии с их самых известных картин. Так, в экспозиции, посвящённой Ван Гогу, можно увидеть его работы «Едоки картофеля», «Звёздная ночь», «Подсолнухи», «Пшеничное поле с воронами», несколько известных автопортретов. Также на выставке представлены литографии и ксилографии с графических и живописных работ Поля Гогена, например, фрагменты его известной картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», созданная художником на Таити (сейчас картина хранится в Музее изящных искусств в Бостоне).

На выставке «Роковая встреча» представлены цитаты из писем Ван Гога и Гогена и подробные биографические справки, чтобы посетители могли получить полное представление о жизни художников. Экспозиция будет работать до 28 мая. Стоимость входного билета — 250 рублей.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.