Что нужно знать родителям о группах смерти. 5 главных вопросов.

Как вести себя родителям, чтобы предотвратить увлечение своих детей играми со смертью в соцсетях?

26.03.2017 17:01
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В Воронежской области за неделю покончили с собой трое подростков. 16 марта в Воронеже в доме на улице Димитрова счёты с жизнью свёл 15-летний мальчик. 21 марта в Коминтерновском районе на асфальте под многоэтажкой нашли ещё живую восьмиклассницу, но врачам не удалось её спасти. И в тот же день на стадионе в Кантемировке было найдено тело одиннадцатиклассника. В двух первых случаях возбуждено дело по статье «Доведение до самоубийства».

Следователи, в частности, выясняют, состояли ли погибшие школьники в группах смерти в соцсетях. Уже известно, что в телефоне подростка, совершившего суицид 16 марта, было найдено изображение синего кита — одного из символов этих групп. Мать и отец мальчика не могут понять, из-за чего их ребёнок мог пойти на самоубийство. Не понимают этого и учителя в школе, где учился юноша. Явных причин для суицида у школьника не было — ни острых конфликтов в семье или среди сверстников, ни серьёзных проблем с учёбой.

— Мальчик у нас учится не так давно, так как они приехали в Воронеж из района области. Семья у него хорошая, как говорят, благополучная, полная. Он был не один у родителей, в семье есть ещё ребёнок, они очень друг друга любят… Любили... Вы извините, мы вам больше ничего сказать не можем. Следствие идёт, нам запретили, — аккуратно говорят корреспондентам «Ё!» учителя в школе, где учился подросток.

Тем временем среди одноклассников ходят слухи, что мальчик мог состоять в так называемых группах смерти…

О так называемых группах смерти впервые написала «Новая газета» ещё в мае прошлого года. Дело в том, что несколько последних лет в социальных сетях создано бесчисленное количество групп, где среди подростков пропагандируется идея бессмысленности жизни и воспевается загадочность «мрачной красоты» безвременного ухода. Подросткам предлагают сыграть в «игру», в ходе которой детям выдают задания, начиная с безобидных (например, нарисовать кита) до приказа покончить с собой. В эту игру, к сожалению, играют и воронежские дети. В мае 2016-го «МОЁ!» писала о громкой трагедии в Острогожске — там 15-летняя девочка покончила с собой. Родители школьницы нашли предсмертную записку, в которой дочь просит прощения у родных, а в конце пишет о том, что киты хотят взлететь к своей мечте, поэтому так часто выпрыгивают из воды. «И я тоже хочу взлететь», — заканчивает послание девочка.

После ряда публикаций в СМИ группами смерти занялись правоохранительные органы. В прошлом году в десяти регионах России (в том числе и в Воронеже) полиция нагрянула в квартиры активных участников этих групп. Администратор нескольких групп Филипп Лис из подмосковного Солнечногорска (настоящая фамилия Филиппа — Будейкин) был задержан. Но подобные сообщества всё равно плодятся в соцсетях как грибы после дождя.

5 главных вопросов о группах смерти

1. Как именно играют в смерть?

В социальных группах появляются сообщества с картинками бабочек или китов, плавающих в океане, и с хэштегами (интерактивными метками), кликнув на которые можно попасть на «нужную» страничку в соцсети. Эксперты насчитали больше 4 тысяч разновидностей хэштегов, вот некоторые из них: #жду, #хочу, #море, #разбуди, #спасименя, #кит, #синий_кит, #я_в_игре, #тихийдом, #150звёзд, #млечныйпуть, #время_на_часах_4.20 и другие.

Когда ребёнок попадает по этим ссылкам в группу или размещает эти хэштеги на своей странице, с ним связывается куратор. Он-то и даёт задания, чтобы проверить, готов ли подросток «поиграть». Поначалу куратор входит в доверие и выведывает личную информацию, чтобы составить портрет «игрока». А потом «игроку» выдаются задания, которые он выполняет, всё больше попадая в психологическую зависимость от кураторов. Причём если ребёнок не решается на последний шаг, ему начинают угрожать, например, убийством родных.

 

2. Как кураторы воздействуют на детей?

Федеральный департамент независимой судебной экспертизы (г. Санкт-Петербург) по обращению «Новой газеты» исследовал принципы воздействия групп смерти на подростков. Вот основные выводы экспертов.

  1. Администраторы групп используют специальные манипулятивные технологии нейролингвистического программирования, а также приёмы внушения путём воздействия художественными образами.
  2. Вышеуказанные методики идут в обход желания самого человека, вводят его в состояние подавленного сознания, ослабляют волю, представляют собой психическое насилие в отношении детей.
  3. Кураторы групп побуждали участников к совершению самоубийства в формах приказов, инструкций, советов, угроз, а также посредством аудиовизуальной информации.
  4. Организаторы смертельных «игр» дают указание детям стереть переписку перед тем, как они совершат суицид.

 

3. Что мешает правоохранительным органам справиться с группами смерти?

Начальник отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел Главного СУ СКР по Санкт-Петербургу Антон БРЕЙДО, который возглавляет расследование по делу одного из арестованных кураторов групп смерти Филиппа Будейкина, поделился с нашими коллегами из «Новой газеты» своими соображениями о том, что мешает правоохранителям искоренить группы смерти и нейтрализовать их кураторов.

Недостаток полномочий. Сейчас у сыщиков нет полномочий оперативно выяснить адрес преступника, подталкивающего ребёнка к суициду, и незамедлительно прийти к нему с обыском, чтобы изъять компьютер. По мнению Антона Брейдо, должно быть создано федеральное подразделение, объединяющее сотрудников МВД и ФСБ, которое, не дожидаясь сигналов граждан, станет самостоятельно мониторить социальные сети и выявлять преступников. После чего давать указание своим подчинённым в регионах выезжать по адресам с неотложным обыском, чтобы администраторы группы не успели удалить в компьютере улики.

Слишком мягкое наказание. Необходимо увеличить уголовную ответственность за доведение до суицида через интернет, за введение ребёнка в состояние социально-психологического подчинения, считает следователь. Сейчас по фактам суицидов детей, в которых виноваты группы смерти, возбуждаются дела по статье «Доведение до самоубийства», но они не всегда доводятся до конца, так как из-за удалённой из компьютера информации бывает сложно доказать вину организаторов групп.

— Такие действия надо приравнивать к убийству, — говорит Антон Брейдо. — Давать 15 лет лишения свободы, как за насильственное лишение жизни. А если будет доказано, что действия, направленные на формирование намерения совершить самоубийство, были в отношении двух или нескольких подростков одновременно, то должно быть пожизненное наказание, как за убийство двух и более лиц.

 

4. Поведение в соцсети: чему учить ребёнка?

Резкая смена круга общения, имиджа, настроения сразу должна насторожить родителей, объясняют детские психологи. Если ребёнок засиживается допоздна за компьютером и со смартфоном — это также повод для тревоги. Очень важно не терять контакта с ребенком в подростковом возрасте. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, которые не осудят его и помогут, а не выплескивать душу незнакомым людям в сети.

В детстве мамы учили нас не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с первыми встречными. Сегодня уже с детского сада детей надо приучать к следующему:

  • не общайся с незнакомцами даже в интернете,
  • добавляй в друзья в соцсетях только тех, кого знаешь лично,
  • не выкладывай откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей,
  • не сообщай данных о своём местоположении в интернете, отключи геолокацию в приложениях на компьютере и смартфоне,
  • соблюдай приватность в интернет-общении, помни, что твои сообщения может прочесть чужой человек.

 

5. Как вести себя родителям, чтобы ребёнок не стал жертвой групп смерти

Советы даёт врач-психиатр, заведующий кафедрой психиатрии Воронежской государственной медицинской академии Олег ШИРЯЕВ.

Усилить контроль. Ребёнок с раннего возраста должен быть под вашим постоянным контролем. Вы должны всегда знать, где он находится и что делает. Подросток не должен быть предоставлен сам себе весь день, он должен чем-то заниматься: спортом, танцами — чем угодно, чтобы был максимально занят.

Разговаривать с ребёнком. Любой разговор выстраивайте деликатно. Завоёвывайте доверие ребёнка, интересуйтесь его делами, просите рассказать о том, как у него прошёл день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Проводите выходные за городом, катайтесь на роликах, велосипедах, ходите в кино и театры. Важно, чтобы ваш ребёнок понимал, что вы единая семья, команда. Но помните, что нельзя им командовать.

Не проявлять агрессии. Если вы узнали, что ваши дети сидят в группах, призывающих к суициду, не устраивайте допроса, не запрещайте пользоваться интернетом. Единственной реакцией подростка на подобные действия станет ответная агрессия. Ребёнок закроется, перестанет вам доверять и всё равно найдёт способ заходить в эти группы.

Вытянуть ребёнка из онлайна. Ребёнок, который постоянно сидит в соцсетях, впадает в некий виртуальный транс, создающий у него ощущение параллельной реальности. Родителям нужно предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в реальную жизнь. Подойдут любые, даже глупые, на взгляд взрослых, увлечения, хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на группы в социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление — быть признанными и понятыми.

В ТЕМУ

«Родители не вытащат ребёнка из «игры» самостоятельно»

Корреспонденты «МОЁ!» позвонили по номеру единого всероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.

Специалисты настоятельно рекомендовали родителям, которые поняли, что их дети являются участниками смертельной «игры», сразу обращаться в полицию и Роскомнадзор, а ребёнка срочно вести в специальный кабинет психологической помощи. В Воронеже такие кабинеты есть в Воронежском областном психоневрологическом диспансере (на ул. Кольцовской, 1 и на ул. 20-летия Октября, 73, тел. приёмной 271-21-04).

— К сожалению, простой разговор родителей с ребёнком не спасёт, самостоятельно взрослые с этой проблемой не справятся, здесь должны работать психологи совместно с психиатрами, только им под силу вытащить ребёнка из этой страшной «игры», — сообщили корреспондентам «МОЁ!» специалисты телефона доверия.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.