Под центром Воронежа могут вырыть 7-километровый тоннель

Воронежский инженер Юрий КРАСИКОВ считает, что автомобильный тоннель поможет решить проблему пробок. Проект поддержали в управлении архитектуры и градостроительства Воронежской области

16.03.2017 22:35
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Необычное решение одной из вечных городских проблем — автомобильных заторов на центральных улицах — предложил на недавнем заседании Общественного совета при управлении архитектуры и градостроительства Воронежской области проектировщик Юрий Красиков. Специалист представил концепцию строительства транспортного тоннеля под проспектом Революции и улицей Кирова. По задумке автора въехать в подземный коридор и выехать из него можно будет на улицах 20-летия Октября, Степана Разина и Ленина.

По мнению Красикова, строительство тоннеля сделает центр города практически пешеходным и частично избавит Воронеж от пробок. Идея вызвала неоднозначную оценку как других членов Общественного совета, так и горожан. «МОЁ!» подробнее расспросила Юрия Красикова о его видении «подземного Воронежа».

Расширить и углубить

76-летний Юрий Красиков — инженер-проектировщик со стажем. После окончания землеустроительного факультета тогдашнего Воронежского сельскохозяйственного института он три года в Казахстане проектировал целинные посёлки. А потом более 36 лет трудился в военной организации, которая именовалась «в/ч 41486». Под этим номером скрывался воронежский филиал Института специального строительства Минобороны. Юрий Васильевич рассказывает, что проектировали они самые разные объекты — от инфраструктуры космодрома на Байконуре до Военного городка в Воронеже.

Идею подземного тоннеля под центром города Юрий Васильевич впервые озвучил ещё в 2004 году на презентации концепции генплана Воронежа. Он просит не называть свою идею «проектом». Инженер Красиков вполне отдаёт себе отчёт в том, что в ближайшие лет 10 — 20 такой дорогостоящий объект, как тоннель, вряд ли будет воплощён в жизнь. По его замыслу подземная магистраль протяжённостью около 7 километров может располагаться на глубине 10 — 15 метров, её ширина должна быть примерно 14 метров, что позволило бы проложить внутри четырёхполосную дорогу. Тоннель можно сделать двухуровневым, разместив внизу коммуникации. Строить его предлагается метростроевским способом без вскрытия улиц.

Юрий Красиков считает воронежские грунты приемлемыми для строительства под землёй:

— Грунтовых вод под городом почти нет, встречаются родники по кромке водохранилища. Транспортную проблему надо решать, лет через 20, по прогнозам, в Воронеже будет в два раза больше машин. А двухэтажные эстакады будут странно смотреться рядом с исторической застройкой.

Юрий Васильевич говорит, что сейчас, по крайней мере, следует зарезервировать некоторые участки, где в будущем можно будет сделать въезды в тоннель: это начало подъёма на улице Степана Разина, у Чижовского плацдарма на ул. 20-летия Октября, на улице Ленина, чуть выше Центрального парка (бывшего «Динамо») и возле цирка.

Театр под землёй

Для тех читателей «МОЁ!», кто сейчас скептически усмехнулся, заметим, что Юрий Красиков не единственный, кто предлагает «строить вглубь». В конце прошлого года на форуме «Зодчество» во время обсуждения пристройки к театру оперы и балета немецкий архитектор Йорг Кюммель предложил разместить под площадью Ленина репетиционные залы, накрыв их стеклянным куполом, чтобы воронежцы могли наблюдать за процессом создания спектаклей. Похожая концепция со стеклянной стеной между театром L’Opеra Bastille и станцией метро уже реализована в Париже.

Среди чиновников, которые поддержали идею Красикова, — руководитель управления архитектуры и градостроительства Воронежской области Марина Ракова. В ответе на письмо Юрия Красикова, в котором он изложил свою концепцию, главный архитектор области полностью согласилась с тем, что «единственный разумный способ» решить транспортные проблемы Воронежа — «уход под землю», будь то тоннели или метро. Летом прошлого года Марина Ракова предложила обсудить концепцию Юрия Красикова на городской комиссии по землепользованию и застройке при управлении главного архитектора. Но городские чиновники решили, что идея с тоннелем не годится, так как противоречит основным положениям генплана…

Один из въездов в тоннель, по мнению Юрия Красикова, можно сделать на подъёме на улице Степана Разина

ЦЕНА ВОПРОСА

Чтобы примерно представить себе стоимость подземного тоннеля в Воронеже, отметим, что 1 км метро в Москве обходится в 4,5 — 7 миллиардов рублей. А в Мадриде 1 км автотоннеля на глубине 45 м обошёлся в 2 млрд рублей в переводе на нашу валюту.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Воронежу нужны двухуровневые дороги, а не подземные»

Я против строительства подземных транспортных сетей в городе. Во-первых, это дорого. Во-вторых, очень сложным и затратным делом станет перенос многочисленных коммуникаций — это трубы, телефонные, оптоволоконные кабели. На мой взгляд, проще и дешевле решать транспортную проблему с помощью строительства многоуровневых эстакад. Мы уже к этому идём — например, проект новой развязки на пересечении ул. Остужева и Ленинского проспекта предполагает двухуровневую магистраль. В нашем строительном университете несколько лет назад разрабатывался проект скоростного трамвая в Воронеже. Думаю, будущее именно за такими решениями.Игорь СУРОВЦЕВДоктор технических наук, профессор

В ТЕМУ

Точно до миллиметра

Как немцы строили Военный городок в Воронеже

Юрий Красиков рассказал, как в Коминтерновском районе в середине 90-х возводили микрорайон из симпатичных домиков, в котором получили квартиры офицеры, вернувшиеся из Германии после падения Берлинской стены.

— Сначала мы проектировали такой же Военный городок в Богучаре, — вспоминает Юрий Васильевич. — Там я был автором архитектурно-планировочного решения застройки микрорайона. Затем началось строительство микрорайона в Воронеже. Рабочими были помимо русских словаки и белорусы, а руководили всем процессом наши и немецкие специалисты (генподрядчиком была немецкая фирма). Это был первый случаев применения технологии сборно-монолитного домостроения в Воронеже. И везде присутствовала немецкая система контроля — на каждом этапе были строгие инструкции. Например, межкомнатная стена могла отклоняться от вертикали максимум на 2 мм! Стены были настолько ровные, что их не штукатурили — сразу грунтовали и клеили обои.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.