Художник по особо важным делам: бывший главный следователь области посвятил себя искусству

Генерал-лейтенант юстиции Николай Третьяков вернулся к мечте стать художником почти через 40 лет

14.02.2017 11:47
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

4575
  

— На картине «Домик в лесу» я написал старый заброшенный дом лесника в родном селе Третьяки, сейчас в нем живёт фигурант одного моего уголовного дела, но он уже исправился, скотину завёл, — рассказывает о своих работах художник Николай Третьяков.

В Воронеже Николая Третьякова знают как бывшего руководителя регионального управления следственного комитета России. С этой должности он ушел два года назад. О своей прошлой работе в правоохранительных органах, которой он отдал 37 лет, Николай Иванович говорит как о прочитанной книге. С выходом в отставку теперь он полноценно посвятил себя живописи.

Как о талантливом пейзажисте, о Николае Третьякове в среде художников заговорили ещё более десяти лет назад. В 2006 году он стал членом Союза художников России. У него уже было несколько персональных выставок, однако экспозиция «Родное и близкое», которая работала в выставочном зале на Кирова с 16 января по 5 февраля, для художника особенно значима. На ней 65-летний живописец представил пейзажи села Третьяки и его окрестностей, натюрморты. Корреспонденты «МОЁ!» встретились с Николаем Ивановичем в его маленькой тихой мастерской недалеко от выставочного зала. Третьяков рассказал, почему его путь к мечте стать художником, был таким долгим.

Николай Третьяков в мастерской. Фото: Игорь ФИЛОНОВ.

«Родители продали корову, чтобы отправить меня учиться»

— В альбоме, который был выпущен к выставке, вы писали, что с детства рисовали, копировали карикатуры из «Правды» и «Огонька», делали зарисовки родных и мечтали стать художником. Однако когда эти рисунки посмотрел ваш дальний родственник художник Виктор Коняев и немного их покритиковал, вы передумали. Обычно в подростках, наоборот, сильно чувство противоречия и они стараются доказать, что взрослые не правы.

— Всё проще. Я жил во времена крепостного права в селе. Сельское население было не паспортизировано, человек не мог уехать из села без паспорта, а один из вариантов получение документов — поступление в высшее учебное заведение. В 60-х годах жизнь в селе была очень непростой, работа была низкооплачиваемой и непривлекательной. Взрослые своим детям всегда говорили уезжать в город, получать образование. Когда приехал Виктор и показал, как надо рисовать, я понял, что просто не успею подготовиться к поступлению. А в селе не было ни художественной школы, ни художников, которые могли бы научить, из материалов — цветные карандаши, да акварель. Еще мне нравилась литература, и я решил попробовать поступить в ВГУ на филологический факультет. Родители продали единственную корову, чтобы я смог поехать в город, учиться на подготовительных курсах. Но я не поступил и пошёл в армию.

— После армии не попробовали снова вернуться к рисованию?

— Я уже не мог второй раз родителей подвести. Многие мои знакомые ребята поступали на юридический, и я тоже решил пойти в эту профессию. Повлияло и то, что надо было встать на ноги, зарабатывать. Когда я служил в Москве, часто бывал в мастерской у Коняева и других художников, видел, в какой бедности они живут. В армии нам платили 3 рубля 80 копеек, и я себя по сравнению с художниками чувствовал богачом. Наверное, эта всеобщая нищета тоже на мой выбор повлияла, не мог же я на шее у родителей сидеть. Да и потом, я человек всю жизнь сомневающийся. Я смотрел работы Валентина Серова, Константина Коровина и думал: «Ну куда мне с моим сермяжным рылом в калашный ряд». И до сих пор сомневаюсь, хорошо ли я пишу. Постоянно ловлю себя на мысли, что надо лучше, глубже.

Любимая тема ходожника — родное село. Фото: Игорь ФИЛОНОВ.

— Во время учёбы и работы вы не возвращались к кистям и краскам или была возможность находить время на творчество?

— Я не рисовал и не писал, потому что у меня была очень сложная и тяжёлая работа. Начинал я следователем, дослужился до звания генерал-лейтенанта юстиции. Просто так до такого звания не дослужишься, если будешь шалтай-болтай. Работе я отдавался полностью, потому что мне хотелось стать лучшим в том, чем я занимаюсь. Уже потом, ближе к 50 годам, когда я уже стал профессионалом, в выходные дни и в отпуска я уже мог себе позволить заниматься тем, чем мне с детства хотелось. Стали посещать мысли, что скоро я уйду на пенсию, и что буду делать дальше — не ходить же из угла в угол? В 2001 году я познакомился с воронежским художником Василием Лосевым, пришёл к нему в гости в мастерскую, разговорились. Я рассказал о своей давней мечте. Василий Тимофеевич просто выдавил краски на палитру и дал мне кисти в руку. С тех пор каждый выходной я приходил к нему в мастерскую заниматься, мы стали выезжать за город с этюдниками.

«Нахожу красоту в старине»

— Всё-таки живопись отнимает время и требует финансовых затрат. Как ваши близкие отнеслись к тому, что вы решили стать художником?

— К этому времени я уже крепко стоял на ногах, получал хорошую зарплату, так что жена не против была. Она только долго не понимала, почему мне нравится писать старые дома, покосившиеся сараи вместо «красивых зданий», как она говорила. А потом на первых выставках она увидела, что в этом есть особая красота. Иногда она ездит со мной на этюды. Хотя я люблю писать в одиночестве, но супруга умеет не отвлекать разными вопросами. А среди коллег я особенно не распространялся о своём увлечении. Чиновникам и сотрудникам правоохранительных органов запрещено заниматься коммерческой деятельностью, а вот научной и творческой можно. Помню, когда я как член Союза художников мастерскую получил, ко мне приходили сотрудники ФСБ, проверяли, по назначению ли её использую — вдруг я её приватизировал или в аренду сдаю.

Николай Третьяков хочет, чтобы в родном селе открыли культурный центр. Фото: Игорь ФИЛОНОВ.

— Почему из всех возможных художественных направлений вы выбрали классическую живопись?

- Я, как говорят на жаргоне, балдел от самого мазка на картине, мне хотелось писать маслом. Очень важна классическая школа, если постигнешь законы живописи, то уже легче найти собственный путь. Я молодой художник, приходится многому учиться, и до сих пор я учусь, так что быть художником сложнее, чем работа на службе. Живопись — это душа, она всегда через сердце проходит, а не через мозги. Вот губернатор на выставке у меня спрашивал, почему я тыквы пишу. А мне это просто близко. Я пишу то, что люблю, пейзажи родного села, старые домики. В этом и воспоминания о детстве, и о родных людях. У меня четыре дяди погибли в Великой Отечественной войне, только отец вернулся. В картинах есть и боль по этой утрате.

— Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, попробовали всё-таки поступить, например, в художественное училище?

— Жизнь не прокрутишь назад. Все-таки мне и на юридическом поприще удалось добиться успеха. Но если бы я начал жить сначала, то мне бы хотелось родиться в Москве или Петербурге, чтобы была возможность посещать студии, я постарался бы поступить в Суриковский институт. Тогда бы я ни о чем не жалел.

— Проявляют ли к вашим картинам интерес коллекционеры и галеристы?

В картинах Николая Третьякова часто отражаются его воспоминания о детстве. Фото: Игорь ФИЛОНОВ

— Я не ставил перед собой цели продавать картины. Обычно мои работы нравятся тем, кто жил в деревне. Но у них, как правило, нет денег на покупку. А вообще у меня есть мечта, чтобы в Третьяках был культурный центр. И в этом году его должны построить. Около ста картин я подарю родному селу, в этом центре будет постоянная экспозиция моих работ.

СПРАВКА

Николай Иванович Третьяков родился в 1952 году в селе Третьяки Борисоглебского района. В 1977 году окончил юрфак ВГУ и начал свою карьеру в прокуратуре. В 2000 году был назначен на должность первого заместителя прокурора Воронежской области. В 2007 году возглавил следственное Управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Воронежской области. А в 2011 году автоматически после реформы стал руководителем следственного Управления Следственного комитета по региону. Николай Третьяков имеет награды — нагрудный знак «За безупречную службу», знак отличия «За верность закону 1 степени», медаль «За отличие». Женат, есть сын и две внучки.

Николай Третьяков. Фото: Игорь ФИЛОНОВ

Художественной деятельностью Николай Третьяков начал заниматься с 2001 года. С 2002 по 2016 год участвовал в городских, областных и всероссийских выставках. Открыл в 2004 году в селе Третьяки в средней школе «Малую Третьяковскую галерею» с постоянной экспозицией работ известных воронежских художников. Николай Третьяков участвовал в пленэре на Академической даче Ильи Репина в Тверской области. Первая персональная выставка прошла в 2007 году. Николай Иванович был организатором проведения Третьяковского Академического пленэра, в котором участвовали художники из разных городов.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.