Рассекречены документы ЦРУ: что американские шпионы искали в Воронеже?

ЦРУ рассекретило документы времён холодной войны, многие из которых имеют отношение к Воронежу

30.01.2017 17:36
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

До недавнего времени эти документы хранились в архивах Центрального разведывательного управления США под грифом TOP SECRET («совершенно секретно»). Однако у любого секрета есть свой срок давности. ЦРУ рассекретило и выложило в открытый доступ очередную порцию документов объёмом 12 млн страниц — с 1940-х до середины 1990-х годов. Корреспонденты «МОЁ!» нашли среди них немало документов, касающихся шпионажа на территории Воронежа.

Основная часть отчётов, посвящённых нашему городу, приходятся на 1950 — 1960-е годы. В этот период Воронеж, активно отстраиваемый после войны, превращается в крупный промышленный центр СССР с множеством предприятий оборонного комплекса.

Судя по рассекреченным архивам, особое внимание американской разведки было приковано к таким предприятиям, как: завод № 64 (авиастроительный завод), № 154 (мехзавод), завод им. Калинина (Воронежпресс), завод СК («Воронежсинтезкаучук»), завод им. Коминтерна (экскаваторный), завод радиоэлектроники, «Электросигнал». В отчётах содержатся в основном данные о расположении корпусов и цехов, подъездных путей, ландшафта местности и т. п.

План Воронежа из архивных документов ЦРУ, 1960-е годы

Много документов посвящено испытательному полигону КБХА в Шилово, где проходили огневые испытания ракетных двигателей, а также аэродромам в самом Воронеже и его окрестностях.

Нашли мы в рассекреченных документах ЦРУ и любопытный отчёт, касающийся Воронежского мединститута. Помимо описания учебного процесса с расписанием занятий и списком преподавателей, в отчёте содержатся и кое-какие выводы. К примеру, составителей отчёта явно удивило то, что «нормальным явлением было обучение от 5 до 10 студентов по одной книге, либо по очереди, либо в группах».

«Если какой-либо студент при сдаче экзаменов получал высший балл по предмету знания коммунистической идеологии, то все остальные экзамены, даже несмотря на отсутствие знаний, ему зачитывались, — говорится в отчёте ЦРУ. — Однако если студент плохо разбирался в политических темах, то его прогресс в остальных предметах не учитывался, и он был в числе отстающих». Речь идёт о конце 1930-х — начале 1940-х.

Как американцы получали данные о воронежских секретных объектах?

1. Вербовка советских граждан

Представьте себе: Нововоронежскую АЭС, которая до сих пор считается, пожалуй, самым опасным стратегическим объектом нашей области, построили в 1964 году. А уже в 1960-м в ЦРУ появился отчёт «АЭС в процессе строительства, под Воронежем, СССР», который уже содержал фотографии строящихся объектов станции, сделанных, что называется, с расстояния вытянутой руки.

Фото строительства Нововоронежской АЭС из архива ЦРУ

Причём сделать эти снимки мог только человек, либо непосредственно участвовавший в стройке, либо каким-то образом туда проникший. Вероятнее всего — завербованный американскими спецслужбами шпион.

Вербовка советских граждан во время холодной войны была для ЦРУ главным источником получения информации. Кто-то покупался на заморские барыши (весьма немалые), кто-то предавал родину, так сказать, по идейным соображениям — КГБшники называли таких «инициативники».

Впрочем, одно другому не мешало. К примеру, известный «инициативник» Адольф Толкачёв (псевдоним Сфера), работавший в московском НИИ «Фазотрона» и сливавший секретную информацию ЦРУ в первой половине 1980-х, получал от американцев более миллиона долларов в год (больше зарплаты президента США)!

Задержание шпиона Адольфа Толкачёва советскими КГБшниками, 1985 год

 

2. Агенты под прикрытием

Были у западных спецслужб и свои агенты, работавшие под прикрытием в Советском Союзе, в том числе и в Воронеже. Во время холодной войны на американские спецслужбы работало очень много голландцев. Голландское разведсообщество в НАТО имело свою специализацию — шпионить против СССР. Поэтому если вы видите голландца старше 50 — 55 лет, сносно говорящего по-русски, почти наверняка он изучал язык в разведшколе.

Промышленным шпионажем занимались и иностранные «туристы», которые часто останавливались в гостинице «Брно». Гостиница была построена в 1980-м прямо напротив режимного НИИ связи (ныне концерн «Созвездие»). По воспоминаниям сотрудников НИИ связи, в советское время КГБшники нередко задерживали возле здания предприятия неизвестных граждан — при попытке сделать фотографии.

Гостиница «Брно» в 1980-е годы

Рассказывают историю, как в начале 1980-х в новенькой гостинице «Брно» остановилась туристическая делегация из Японии. Японцы много гуляли в окрестностях НИИ связи и очень странно себя вели: беспрестанно жестикулировали, размахивали руками, принимали неестественные позы. Оказалось, что они были буквально нашпигованы шпионской аппаратурой — скрытыми жучками, мини-фотоаппаратами и т.п. Что уж там нафотографировали и наподслушивали возле НИИ связи японцы, доподлинно неизвестно, вот только Япония в 1980-х на несколько шагов опередила СССР по внедрению сотовой связи. Хотя именно советский автомобильный телефон «Алтай», разработанный в воронежском НИИ связи в начале 1960-х, принято считать первым в мире мобильником.

Советский мобильный телефон «Алтай» начала 1970-х годов

 

3. Спутниковые снимки

Рассекреченные документы ЦРУ содержат много снимков, сделанных со спутников. Причём американские спутники-шпионы следили за воронежскими предприятиями уже с начала 1960-х. На архивных документах часто встречаются слова KeyHole (от англ. — замочная скважина). Так назывались модели спутников, шпионивших за советскими объектами в 1960-х (KH-1, KH-2, KH-3 и т.д.). В отчётах на основе спутниковых снимков анализировалась каждая мелочь. Вот, к примеру, часть отчёта о строительстве Нововоронежской АЭС: «В строящемся зале, примерно в 350 метрах к северу от первого генератора, расположен бак около 20 футов в диаметре (см. рис. З, п. 2 ). Цель резервуара неизвестна, но он мог бы использоваться для хранения жидких радиоактивных отходов».

Спутниковый снимок воронежского механического завода из архивных документов ЦРУ, 1967 год

Также не гнушались американские разведчики использовать в своих отчётах информацию, полученную из открытых источников — к примеру, вузовских методичек или научно-технических сборников.

 

Шпионские скандалы в Воронеже

Первое упоминание о разведчике американских спецслужб, пойманном в Воронеже, датируется второй половиной 1950-х. Известно, что фамилия разведчика была Фёдоров. Вполне возможно, часть данных, опубликованных в рассекреченных архивах ЦРУ, дело рук именно этого шпиона.

В 1985 году в Воронеже был задержан гражданин Великобритании при попытке скрытого фотографирования новой авиатехники на военном аэродроме (ныне авиабаза «Балтимор»). В 1986 году воронежские КГБшники задержали иностранца, пытавшегося получить образцы комплектующих деталей к разработкам НИИ Связи.

Последнее громкое «шпионское» дело — задержание в 2001 году гражданина США, аспиранта ВГУ, Джона Эдварда Тоббина, который, по данным ФСБ, перед отъездом в Воронеж окончил американскую военную разведшколу.

Джон Тоббин в зале суда. Фото Игоря Филонова

Правда, попался Тоббин на хранении наркотиков. А вот доказать, что он работал на американскую разведку, ФСБшникам не удалось. Суд приговорил американца к трём годам и одному месяцу лишения свободы. Впрочем, в колонии Тоббин провёл всего полгода, после чего был освобождён за примерное поведение и вернулся в США.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.