Анатолий Белый в Воронеже: «Стихи при правильном прочтении могут лечить»

Актер рассказал о рискованных ситуациях на съемках, работе над мультфильмом «Шрек» и поэтическом спектакле «Триптих»

12.01.2017 19:41
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

3261
  

В Камерном театре 11 января собрался полный зал, чтобы послушать стихи Мандельштама, Бродского и Пастернака в исполнении актера Анатолия Белого. Артист представил в Воронеже музыкально-поэтический спектакль «Триптих». Перед выходом на сцену Анатолий Белый в интервью «МОЁ!» рассказал, какие фильмы «тестирует» на собственных детях, зачем продвигает поэзию в кино и каких ролей старается избегать.

Про поэзию, которая лечит

«Не все, даже замечательные актеры, умеют читать стихи»

У Анатолия Белого более ста ролей в кино и театре (актер служит в МХТ им. Чехова). Зрители знают его по фильмам и сериалам «Братья Карамазовы», «Шагал — Малевич», «Параграф 78», «Орлова и Александров» и многим другим. В последние несколько лет актер занимается продвижением поэзии в массы. Три года назад Белый участвовал в передаче «Послушайте» на телеканале «Кульртура». На этой программе Анатолий читал стихи Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака и Иосифа Бродского. На основе своего выступления актер сделал музыкально-поэтический спектакль «Триптих», дополненный видеорядом. Специально для постановки музыку написал питерский музыкант Даниил Калашник. Он во время спектакля играет на гитаре.

— В спектакле три основные темы — лирика, пространство и время, — рассказал Анатолий Белый. — Мы берем одну из этих тем и делаем на нее взгляд с трех сторон — взгляд Пастернака, Мандельштама и Бродского. В качестве пространства я взял город Петербург, который был значим для этих авторов. И еще одна основная тема — соотношение поэта и времени. Зрители могут провести параллель, как чувствуют свое время три поэта. Знаю, что в Воронеже есть памятник Мандельштаму, планирую к нему сходить. Вообще у меня есть особый дополнительный трепет оттого, что я буду читать стихи Мандельштама в городе, где он жил. Мандельштам, мне кажется, вообще воплощение какого-то птичьего духа.

— Как вы относитесь к ненормативной лексике в поэзии?

— В театре я участвую в спектаклях, где эта лексика присутствует. Зачастую эту лексику используют в погоне за трендами. Вот это, мне кажется, недопустимо. Она возможна только в том случае, когда без нее не обойтись. В пьесе братьев Пресняковых «Изображая жертву», которая была поставлена Кириллом Серебренниковым, есть показательный пример. Там русский мужик говорит о футболе, ну не может он в этой ситуации выражаться высокими словами, потому что иначе не скажешь. Вот в таких случаях я думаю, что это возможно, потому что это есть правда.

— В 2016 году вы начали делать образовательный проект, связанный с поэзией, — «Кинопоэзия». Как дальше вы видите его развитие, планируете включить в него современных авторов?

— Проектом «Кинопоэзия» я занялся, потому что  убежден, что поэзия — абсолютная душевная терапия. И мне кажется, ее необходимо сделать ближе. В рамках проекта мы делаем минифильмы, в которых известные актеры читают стихи. Поэзия — это неоценимый духовный кладезь. Стихи при правильном прочтении могут действительно лечить. Сейчас у меня почти все силы брошены на то, чтобы «Кинопоэзия» встала на крепкие ножки и пошла уверенно. С июня прошлого года мы добились неплохих результатов. В конце 2016 была премьера нашего поэтического альманаха в кинотеатре «Пионер». Наши короткометражки взяли в прокат и будут транслировать в «Пионере» перед киносеанасами. Также «Кинопоэзию» будут показывать на канале «Культура». И конечно, мы планируем делать поэтические минифильмы и с произведениями современных авторов. Сейчас, например, монтируется фильм по Фёдору Сваровскому.

— В «Кинопоэзии» участвовали Сергей Безруков, Артур Смольянинов, Мария Миронова и другие известные актеры. Вообще артисты охотно соглашаются сниматься?

— Мои коллеги охотно соглашаются, потому что мы делаем интересные сценарии, да и в целом проект — это что-то новое. Некоторые извиняются и отказываются. Есть такой тонкий момент, что не все артисты, даже замечательные, могут читать стихи. Нет у них ощущения ритма слова, это просто не их. Я их понимаю, насильно мил не будешь. Но многих «Кинопоэзия» увлекает. Недавно у нас снялся очень занятой сейчас актер Денис Шведов, который в своем плотном графике выкроил два дня.

— Ваши младшие дети ходят в школу. Что они говорят о «Кинопоэзии»?

— Смотрят с удовольствием. Дети — это моя лакмусовая бумажка. Они первые, кому я показываю фильмы из «Кинопоэзии». Я наблюдаю за их реакцией, где им интересно, а где они начинают скучать. Их реакция — самая честная, так что я их использую в качестве дегустаторов (улыбается). А вот на мои спектакли в театр они не ходят, потому что есть возрастное ограничение. Рано им еще.

Про веру в профессию

  «Стараюсь не играть плоских персонажей»

— После выпуска из театрального училища долгое время вам не предлагали знаковых ролей в театре и кино. Успех к вам пришел в 29 лет после участия в спектакле «Откровенные полароидные снимки» у Кирилла Серебернникова. Что вам давало силы не бросать профессию?

— Какое-то внутреннее убеждение, что я на своем месте и не уйду, пока меня не вынесут.

— Вы часто снимаетесь в боевиках. Вы пробовали выполнять какие-то трюки самостоятельно?

— Да у меня не так много сложных трюков было, а какие-то кувырочки я трюками не считаю. По молодости, когда я совсем без башки был, я напросился самостоятельно гореть в кадре. На меня надели специальный костюм, мне нужно было пробежать несколько метров с горящей спиной. Честно, было страшно. А вообще по-настоящему опасные трюки делают каскадеры, режиссеры не хотят лишний раз рисковать актерами — им потом еще сниматься здоровыми надо.

— В этом году выйдет несколько премьер с вашим участием: «Оптимисты», «Перепутанные», «Взрывная волна» и «Садовое кольцо». Какого проекта вы особенно ждете?

— Я жду выхода сериалов «Садовое кольцо» на Первом канале и «Оптимисты» на канале «Россия». Они как-то параллельно снимались и выходят почти одновременно. Мне кажется, они оба очень интересные. «Оптимисты» — это остросюжетная драма с лихо закрученным сюжетом о Министерстве иностранных дел 60-х годов. А «Садовое кольцо» — современная история про жителей Садового кольца, которые имели все, но вдруг грянул кризис. И на примере одной семьи в этой ситуации начинают вскрываться скелеты в шкафу. 

— Были в вашей карьере ситуации, когда у вас возникло внутреннее сопротивление какому-то герою, которого вы должны были играть?

— В театре я не помню никаких сопротивлений. Я играл все, что мне было интересно. В кино бывает сопротивление, когда я вижу плоского персонажа, неинтересного для себя. Тогда я стараюсь не браться за такие роли. В тех же «Оптимистах» мне досталась роль чекиста. Режиссеру Алексею Попогребскому и сценаристам я высказал все свое сопротивление, что мне не хотелось бы играть плоского негодяя. Сценаристы были совершенно обалдевшие. Неожиданно они мне пошли на встречу, добавили персонажу объема, семейную драму, сделали его любящим отцом. Кажется, у меня первый раз была такая ситуация, когда сценаристы прислушались ко мне.

Про мультфильм «Шрек»

«Это весело — петь дурным голосом»

— Анатолий, у вас солидный список озвученных персонажей в кино и мультфильмах. Например, вашим голосом говорят Брэд Питт в фильме «Мексиканец» и Киану Ривз в блокбастере «47 ронинов». А чей голос из голливудских звезд вам оказался ближе?

— Дело в том, что я их голоса практически не слышу, потому что во время озвучивания их убирают. А вообще у всех голливудских актеров такие поставленные, брутальные голоса. Но больше всего мне понравилось озвучивать не их, а принца Чарминга в мультфильме «Шрек». Когда тебя просят петь дурным голосом, это очень весело. Во время работы я прям кайфанул и погрузился в детство. Озвучивание персонажей - очень увлекательный процесс, всегда стараешься добавить что-то от себя. Правда, последнее время я больше внимания уделяю другим проектам.

 Про искусство прошлого века

«Если нет идей, полистайте альбом Малевича»

— Анатолий, многие ваши роли связаны с персонажами прошлого века. Вам хотелось по-настоящему пожить в этом времени?

— В юношеские годы у меня были такие фантазии, но сейчас мне  комфортнее в том времени, в котором я живу. Но если бы существовала машина времени, я первым делом попросил отправить себя в начало XX века. Мне кажется, это было потрясающее время какого-то взрыва во всем. У людей коренным образом изменилось восприятие мира. Например, художники писали картины предметные, пришел Малевич, и стало все беспредметным.

— Кино в какой-то степени и является «машиной времени». К слову, и автора «Черного квадрата» вы уже сыграли в фильме «Шагал — Малевич». Ваш Малевич получился блестящим оратором.

— А так и было на самом деле. У Малевича потрясающие лекции по супрематизму, я их сам для себя открыл. Во время подготовки к фильму режиссер Александр Наумович Митта принес мне огромную кипу материалов, которые мне надо было прочитать. Погружаешься в лекции по супрематизму и понимаешь, что в какой-то момент у тебя вскипает мозг. А на произведения Малевича я долго смотреть не могу, мне кажется, это опасно для здоровья — можно свихнуться (улыбается). Он был абсолютно гениальным художником, его искусство — откуда-то из космоса, оно несет сумасшедший энергетический заряд. У него же все основано на форме и цвете. Смотришь на эти формы и цвета и получаешь какой-то импульс. Если нет идей, надо посмотреть альбом Малевича и обязательно что-нибудь придет.

Досье «Ё!»

Анатолий Белый — актер театра и кино, заслуженный артист России.

Возраст: 44 года.

Карьера: Анатолий белый учился в Куйбышевском авиационном институте, параллельно участвовал в народном молодежном театре. Решил, что хочет стать актером, бросил учебу и поступил в Москве в театральное училище им.М. С. Щепкина, которое окончил в 1995 году. В 1998 году был принят в театр Станиславского, в 2003 перешел в МХТ им. Чехова, где сыграл знаковые роли: Мастера в «Мастере и Маргарите», Тригорина в «Чайке» и другие. Актер трижды становился лауреатом театральной премии «Чайка». В кино Белый снялся в более 80 фильмах.

Личная жизнь: Анатолий Белый был женат на актрисе Марине Голуб. После 11 лет брака они развелись. Сейчас актер женат на дизайнере Иннесе Москвичевой. У супругов трое детей — 6-летняя Вика, 9-летний Максим и 18-летняя Катя (от первого брака Москвичевой).

 

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.