Казнить нельзя помиловать: более 140 птиц в воронежском зоопарке уничтожили, чтобы перестраховаться?

Опрошенные «МОЁ!» эксперты недоумевают, почему хищных и экзотических особей приравняли «к курам в курятнике»

12.01.2017 14:17
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

К уничтожению пернатых в воронежском зоопарке возникает всё больше вопросов. Эксперты недоумевают: почему в Воронеже было решено избавиться сразу от всех питомцев? А их, напомним, в местном зверинце насчитывалось 176 особей, в том числе девять, внесённых в Красную книгу. После того, как за несколько дней января погибли 35 птиц, оставшихся — 141 — усыпили.

Так, известный телеведущий и доктор биологических наук Николай Дроздов считает, что болезнь — не причина подвергать эвтаназии абсолютно всех птиц орнитологического отдела зоопарка. Слова учёного приводит издание «Собеседник».

— Такой огульный подход недопустим. Решение в данном случае должен принимать только ветеринарный специалист по птичьему гриппу. Только эксперт может точно установить, все ли птицы заражены или только отдельные особи, — сказал Дроздов.

С ведущим телепрограммы «В мире животных» частично согласен и исполняющий обязанности директора НИИ клинической и экспериментальной медицины профессор Александр Шестопалов.

— Возможно, это не совсем правильное решение проблемы — уничтожить всех, — комментирует произошедшее Александр Шестопалов, с которым побеседовали корреспонденты «МОЁ!». — Могла быть принята и другая мера — карантин. К хищным и экзотическим птицам отнеслись, как к курам в курятнике. Я понимаю, что у ветеринаров есть инструкция: H5N8 — всех убить. Но это касается всё-таки сельскохозяйственной птицы: куры, гуси, утки в частном подворье или на птицефабрике. Здесь же — птицы особенные, к ним должен быть другой подход. Это экзотические, подчас очень дорогие и редкие птицы. Мне кажется, что в данном случае пошли по пути наименьшего сопротивления: проще избавиться сразу от всех, чем устраивать карантин и наблюдать.

«Тут, по всей видимости, защищали интересы большого бизнеса»

Напомним, решение о поголовной эвтаназии всех пернатых питомцев зоопарка воронежские чиновники объясняют «Правилами по борьбе с гриппом птиц», утверждёнными российским Министерством сельского хозяйства. Правда, речь там идёт о «всех видах домашних и диких водоплавающих птицах». И туда явно не вписываются обитавшие в зоопарке степной орёл, орёл-могильник, малый подорлик, орлан-белохвост, филин и белоголовый сип (все занесены в Красную книгу).

— В данной ситуации мне кажется неправильным переводить стрелки только на сотрудников зоопарка. Они переживают, что всю коллекцию пришлось таким образом ликвидировать. Но они — люди подневольные. Им приказали соответствующие органы — и что они могут сделать против прокуратуры, областного правительства или ветеринарной службы? — говорит председатель Центрально-Чернозёмного отделения Союза охраны птиц России профессор Александр Нумеров.

Воронежский зоопарк. Фото Игоря ФИЛОНОВА

Учёный-орнитолог сравнил произошедшее в воронежском зоопарке с превышением самообороны:

— Если кто-то идёт, к примеру, с веником на полицейского, то тот не должен стрелять. Если же с оружием — дело другое. Всё надо соизмерять. Да, чиновники — перестраховщики, да, они боятся потерять свои места. Тут, по всей видимости, защищали интересы большого бизнеса — а вдруг птичий грипп перекинется на птицефабрики? Ветеринарные службы уверены, что все птицы были заражены, а пробы на анализ были взяты от всех птиц? Есть подтверждения корректности принятого решения?

Ещё Нумеров вспомнил историю, как пару десятков лет назад в Воронеже были уверены: в городе началась эпидемия малярии:

— Уровень водохранилища снижали — тогда погибла икра рыб, засыпали окрестные леса инсектицидами, с комарами активно боролись. А в итоге оказалось, что это вообще не малярия. Кто-то ответил за ущерб природе и потраченные впустую средства?

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.