Родители воспитанников садика № 109: «Решили сэкономить на больных детях?»

Из-за двух строчек, которые почему-то «забыли» внести в официальный документ, единственный в Воронеже коррекционный садик для детей с тяжёлыми нарушениями речи оказался на грани закрытия

01.12.2016 00:08
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

— Когда мы пришли сюда в пять лет, мой сын мог произносить только звуки, а уже через полгода он разговаривал сложноподчинёнными предложениями, — рассказывает мама 6-летнего Лёвы Дарья Попова.

По её словам, настоящим спасением для сына стал детский сад компенсирующего вида № 109 на улице Алексеевского, который посещает около сотни детишек с тяжёлыми расстройствами речи, в том числе с заиканием.

Сразу уточним: эти малыши не являются инвалидами и с интеллектом у них всё в порядке. Проблемы с речью появляются по разным причинам — это может быть последствие родовых травм или особенности развития. Лёва Попов, например, как рассказала нам Дарья, оказался амбидекстром (одинаково владел правой и левой рукой), а эта врождённая черта порой мешает речевому развитию. В общем, если вовремя заняться такими малышами, помочь им заговорить, то к школе они ничем не отличаются от обычных детей. Садик № 109 «Речецветик», работающий с 1970 года — единственный в Воронеже занимается этой проблемой. Но в конце ноября родители воспитанников в отчаянии обратились в редакцию «МОЁ!» — они рассказали, что «Речецветик» на грани расформирования.

В двух строках

Всё началось ещё в 2015 году, когда финансирование детского садика сократилось на 2 миллиона рублей, и из зарплаты работников учреждения убрали повышающий коэффициент за работу в коррекционном детском саду (детсады получают деньги из федерального бюджета). В итоге, как рассказали нам сами педагоги, их заработная плата сократилась почти вдвое: в среднем с 20 до 10-13 тысяч рублей. А 17 октября было утверждено «Примерное положение об оплате труда в дошкольной образовательной организации» — его ежегодно составляет департамент образования Воронежской области. И из него следовало, что число логопедов в садике сократят с восьми человек до двух. А значит дошкольное учреждение потеряет свою специализацию.

Родители воспитанников садика показывают нам два аналогичных документа — за 2014-й и 2016 годы. Так вот, в положении двухлетней давности сказано, что на группу детей от полутора лет приходится 0,25 ставки логопеда. При этом сделана оговорка «но не менее 1,0 ставки на 1 группу компенсирующей направленности в соответствии с профилем». В «свежем» положении эта оговорка исчезла. Получается, что коррекционный садик приравняли к обычным. И если раньше на каждую из восьми групп приходился один логопед, то теперь один врач будет заниматься четырьмя группами, а это почти 60 детишек. Учитывая, что логопед работает по четыре часа в день, на одного малыша с тяжёлыми нарушениями речи приходилось бы по четыре минуты – а это просто несерьёзно!

Воспитатели детского сада и родители малышей рассказывают, что логопеды здесь с каждым ребёнком работают практически индивидуально или в маленьких группах. Ведь им нужно, например, не поставить звук «р», а научить разговаривать практически с нуля, ведь многие малыши, начинающие ходить в этот садик, умеют произносить лишь отдельные звуки и слоги.

«Таких малышей наряжают грибочками и ставят в уголок»

Родители от этих новостей пришли в ужас — они боятся, что без специализированной подготовки судьба их детей будет просто поломана.

— В «Речецветик» попадают 4-5-летние дети, которые год-два посещали обычный детсад — пока расстройство речи не становится очевидным, — говорит помощник воспитателя и мама одного из воспитанников Элла Токарева. — С моим Тихоном в садике никто не общался, дети над ним смеялись, потому что у него была каша во рту, воспитателям некогда было им заниматься. Таких малышей на утренниках наряжают грибочками и ставят в уголок, чтобы не мешали. Здесь он стал совсем другим!

— Если такому ребёнку вовремя не помочь, он замыкается в себе, — подхватывает Дарья Попова. — Возникает психологическая травма, и речь не развивается ещё и потому, что он начинает бояться разговаривать. Всё это может привести к тяжёлым последствиям и реальному отставанию в развитии. Обычные логопеды в поликлиниках редко могут помочь — тут, понимаете, надо не просто исправить звук «р», а системно работать с ребёнком. Неужели кто-то решил сэкономить на больных детях?

Родители забирают детей из садика № 109. Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.

Вопросы без ответа

Когда ситуация накалилась до предела, родители обзвонили все возможные инстанции. Положением садика начали активно интересоваться журналисты и последовал официальный комментарий — но только от мэрии.

Начальник городского управления образования и молодёжной политики Любовь Кулакова говорит, что и родители, и журналисты поторопились с выводами:

– Положение областного департамента носит рекомендательный характер, мы ещё не выпустили своё распоряжение, по которому формируется штатное расписание муниципальных учреждений. Что касается садика № 109, это уникальное учреждение мы будем сохранять и развивать. Никаких сокращений логопедических ставок не предвидится, более того, мы рассмотрели этот вопрос с департаментом образования области и договорились, что уже в этом году на систему дошкольного образования города будут выделены дополнительные средства и часть из них направлена на детский сад № 109. Это позволит уже в декабре увеличить финансирование учреждения.

Как объясняют в мэрии, главная проблема садика — его малочисленность. Сейчас в образовании принята система подушевого финансирования: чем больше детей, тем больше денег. Коррекционные учреждения в неё не очень вписываются и потому нередко находятся на грани выживания. Тем не менее, Любовь Кулакова сообщила, что в следующем году финансирование садика будет проводиться с повышающим коэффициентом, что позволит в том числе вернуть зарплаты педагогов к уровню 2015 года. А в будущем для увеличения финансирования, возможно, произойдёт слияние этого садика с другим, обычным — но, по словам нашей собеседницы, оно будет чисто юридическим. Все дети останутся в своих помещениях и группах.

И всё бы хорошо, но корреспонденты «Ё!» так и не поняли две вещи. Во-первых, если есть возможность финансировать садик с повышающим коэффициентом, почему нельзя было сделать это сразу и не сокращать зарплаты педагогам? Ведь садик такого профиля у нас только один, цена вопроса всего 2 миллиона рублей. Во-вторых, почему в «рекомендательном» положении областного департамента образования, исчезла оговорка про количество логопедов для коррекционных детсадов? Не хочется думать, что на больных детях хотели «под шумок» сэкономить лишнюю копейку. Однако оба эти вопроса так и остались без ответа...

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.