В Воронеже дети из нижегородского театра показали спектакль без слов

На фестивале «Маршак» прошла постановка «Крылья для клоунов» единственного в стране театра «Пиано», где играют глухие дети

02.11.2016 19:06
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Один из самых крупных в России фестивалей детского театра «Маршак» стартовал в Воронеже 29 октября. В течение недели, до 6 ноября, на разных площадках города пройдёт 26 спектаклей театров из России, Эстонии и Германии. В программе «Маршака» постановки, рассчитанные на детей разного возраста. Организаторы фестиваля постарались привести в Воронеж оригинальные спектакли ведущих театров для детей.

31 октября и 1 ноября в кукольном театре «Шут» прошли показы спектакля единственного в России театра «Пиано», где играют глухие дети и подростки. На двух показах постановки «Крылья для клоуна» был аншлаг. И маленькие, и взрослые зрители остались в восторге.

— Мне очень понравился спектакль. Хотя у детей, которые были на сцене, есть слабости, они вели себя так, как будто их это не беспокоит, — поделился своими впечатлениями после спектакля светловолосый мальчуган лет девяти. — А ещё мне понравилось, что дети из зала выводили на сцену других детей. И получилось, что они тоже участвовали в спектакле.

В спектакле «Крылья для клоунов» участвуют четыре актёра-мима. Самой младшей актрисе Алисе 9 лет, а самому старшему актёру Кириллу — 16 лет. На сцене они показывают миниатюры с участием разных персонажей — Старика и Старухи, Скрипача и Скрипки, Повара и Цыплёнка и других. В каждой новелле своя тема, поэтому и жанр постановки варьируется от клоунады до лирической поэмы. Спектакль «Крылья для клоунов» в 2013 году стал лауреатом специальной премии театрального фестиваля «Арлекин».

С помощью танца и пантомимы юные актёры смогли передать эмоции зрителям, слова были не нужны. Хотя ребята не слышат аплодисментов, но зал долго им аплодировал. Спектакль «Крылья для клоунов» поставил режиссёр Владимир Чикишев, который 30 лет назад и основал театр «Пиано» в Нижнем Новгороде. Сейчас он является директором школы-интерната для глухих детей, на базе которой находится театр. За время работы «Пиано» его артисты приняли участие в более 40 международных фестивалях.

О том, почему в России «Пиано» до сих пор остается единственным театром, где играют глухие дети и подростки, как проходят репетиции и актёрам удаётся танцевать, не слыша музыки, мы поговорили с режиссёром и педагогом Владимиром Чикишевым.

— Владимир Николаевич, вы работаете одновременно и режиссёром, и художественным руководителем театра «Пиано», и директором школы-интерната. Как вам удаётся совмещать творчество и организаторскую деятельность?

— Директором школы я работаю всего пять лет, а в театре «Пиано» — 30 лет. Я бы и не взялся за должность директора, но возникла ситуация — либо театру уходить из школы, либо взять на себя ещё и функции руководителя. Контраст был очень сильный, наш театр напоминал клумбу посреди шоссе. Все мы понимаем, что такое система образования, и я сам в ней работаю, хотя всеми силами стараюсь подточить её устои. Использую для этого самую простую вещь — праздник. Школа без праздника — это плохо и скучно.

— Все ли дети в школе-интернате занимаются театром? Как проходит подготовка к спектаклям?

— Сейчас в школе-интернате учатся около 70 детей. Все они, к сожалению, не слышат окружающий мир. Театром занимаются все дети, но не все становятся актёрами (сейчас в спектаклях «Пиано» задействованы 25 юных артистов. — «Ё!»). Дети живут в школе шесть дней в неделю, поэтому у нас получился домашний театр, а зрители — это наши гости. Каждую неделю у нас идут показы спектаклей, и интернат становится не пугающим учреждением, а культурным центром. Театр, в котором играют дети, — это лаборатория. На каждой репетиции большое внимание мы уделяем импровизации. Я часами могу смотреть, как дети импровизируют, и сам многому у них учусь. Мы не пошли по пути репертуарного театра. Мы выбрали путь спонтанной импровизации, учим детей управлять вниманием зрителей и умению импровизировать в любой ситуации. Дети не играют спектакли в привычном понимании, они говорят о том, что им нравится, что их волнует. В них есть потребность делиться даже больше, чем в других детях. Театр для них — это возможность говорить об этом без слов, зрители все равно чувствуют их важный посыл. Театр — эффективная помощь для особенных детей. Мы хотим, чтобы они чувствовали себя такими мастерами, которые могут состояться в этой жизни. Театр помогает накопить уверенность в себе, доверие, а без доверия не будет любви.

— Какие у вас впечатления от гастролей в Воронеже на фестивале «Маршак»?

— Я думаю, что зрители, которые были на спектаклях, ощутили, что не надо жалеть этих детей. На сцене их особенность уходит. А зрителям, глядя на ребят, важно переосмыслить свои возможности, понять, что у нас есть многое, чтобы наполниться радостью и удовольствием от жизни. Часто после спектаклей спрашивают: «А как дети танцуют под музыку?». Необязательно танцевать под что-то. Танцевать можно просто так. Души полёт никто не отменял.

— После выпуска из школы ребята связывают свою судьбу с театром?

— Организовать дальнейшую профессиональную историю уже гораздо сложнее. Для этого нужны другие ресурсы. Часто выпускники приходят ко мне и предлагают продолжать дальше. Тогда я вынужден говорить, что ещё на один театр меня не хватит. Некоторые ребята становятся педагогами.

— В течение 30 лет «Пиано» остается единственным театром, где играют глухие дети. Как думаете, почему не открываются другие театры такого же формата?

— Я думаю, наш опыт тиражировать почти невозможно. Я могу показать все технологии, рассказать по шажочкам, как выстроить театр. Но это не значит, что в отдельно взятой школе появится нечто подобное. Создание театра в большей степени зависит не от руководства школы, не от наличия энтузиастов, а от готовности города, в котором этот театр должен родиться. Здесь уже встает вопрос уровня готовности людей, потребности помогать другим. Например, в Петербурге меня поражает наличие большого количества людей, которые успевает не только себе карьеру сделать, выстроить личную жизнь, потусоваться вечером в баре, но ещё попутно устроить огромное количество полезных дел. Например, привезти в приют вещи, устроить праздник в интернате и так далее. Там много людей, которые креативят все эти процессы, они выходят на уровень эффективной благотворительности. Чем больше в городе подобных вибраций, тем быстрее появятся такие театры, пространства, где будет интересно разным людям. Мы часто декларируем толерантность, милосердие. Но слово уже настолько девальвировано, нужны просто действия. Решил что-то сделать — сделай. Это качество в обществе начинает реанимироваться, особенно в молодёжи. Чем быстрее накопится эта критическая масса, тем быстрее будут возникать особые театры, события и явления, фестивали.

СПРАВКА

Владимир Чикишев — директор нижегородской школы-интерната для глухих детей, художественный руководитель и режиссер Театра «Пиано». Заслуженный работник культуры России, член Союза театральных деятелей России, лауреат многих премий, участник международных театрально-педагогических проектов, конференций (в том числе шести всемирных фестивалей детских театров AITA в качестве руководителя цикла мастер-классов по своей методике).

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.