Театр Олега Табакова устроил воронежцам урок по Платонову

Создатели спектакля «Епифанские шлюзы» рассказали о загадочном характере русского человека глазами иностранца

06.06.2016 19:09
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Театральная программа Платоновского фестиваля традиционно включает в себя несколько спектаклей, поставленных по произведениям Андрея Платонова. 5 июня в ТЮЗе спектакль «Епифанские шлюзы» театра под руководством Олега Табакова открыл платоновскую программу. Как отметил худрук фестиваля Михаил Бычков, повесть «Епифанские шлюзы» на театральной сцене поставлена впервые.

«Боялись скатиться в петрушество»

«Епифанские шлюзы» Андрей Платонов написал в 1926 году, когда работал в Тамбове инженером-мелиоратором. Прототипом главного героя был реальный персонаж — Джон Перри, который прожил в России 17 лет, оставив записки об этом периоде. Действие в повести Платонова происходит в начале XVIII века во время царствования Петра I. Главный герой инженер Бертран Перри приезжает в Россию, его направляют в город Епифань на строительство каналов. Бертран сталкивается с массой сложностей: гибнут и местные рабочие, и приглашенные немцы, люди голодают, да еще и изыскательные работы проведены неправильно и весной каналы водой не наполняются. В итоге главного героя ждёт суровое наказание.

— Полностью воспроизвести платоновский текст было невозможно, мы могли бы скатиться в какое-то петрушество, если бы у нас на сцене были мужики с бородами петровской эпохи, — говорит художник постановки Николай Симонов. — Поэтому мы решили взять форму исследования, а не иллюстрирования этого сюжета.
Для перевода сложного платоновского языка на язык театра режиссёр спектакля Марина Брусникина выбрала оригинальную форму, сделав постановку в виде урока литературы.

Марина Брусникина и Николай Симонов

Старшеклассники вместе с учителем, которого сыграл актер Иван Шибанов (он же играет в спектакле и Бертрана Перри), разбирают произведение Платонова «Епифанские шлюзы». Школьников сыграли выпускники Московской театральной школы Олега Табакова. Таким образом, в постановке сразу появляется три временных пласта: петровские времена, современность и эпоха самого Андрея Платонова — в спектакле звучит биография писателя и отрывки из его писем к жене Марии, которые он отправлял из Тамбова.

В спектакле поучаствовал губернатор

На «Епифанских шлюзах» в Воронеж был аншлаг. Посмотреть спектакль пришёл также и губернатор Алексей Гордеев вместе с супругой. Постановка начинается с того, что старшеклассники дурачатся, дожидаясь учителя. На доске пишут тему урока «А.П. Платонов». Тут же в шутку дописывают: «А.П. Платонов — лох!». Когда появляется учитель, он вместо ругани на учеников мудро формулирует: «А.П. Платонов — лох?». А затем учитель в строгом черном костюме обращается в зал с вопросом: «А кто из вас читал «Епифанские шлюзы»?». Как рассказывал Иван Шибанов на пресс-конференции до спектакля, обычно в зале поднимается 2 — 4 руки. В Воронеже руки подняли не меньше десятка зрителей.

— Как думаете, зачем нам сегодня нужно изучать «Епифанские шлюзы» Платонова? — поинтересовался у зрителей Иван Шибанов в образе учителя.

После небольшого молчания в зале неожиданно на этот вопрос решил ответить Алексей Гордеев: «Инвестиционная привлекательность России». Была ли эта импровизация или заранее подготовленный ответ, остается только гадать.

«Платонов — прививка хорошей литературы»

По ходу спектакля школьники не понимают язык Платонова, ставят неправильные ударения, шутят. Режиссёр Марина Брусникина рассказала, что и репетиции проходили сложно, периодически с юными актерами возникали конфликты.

— У меня сложилось свое отношение к Платонову, я привыкла, что к нему и остальные так же должны относиться, — говорит Марина Брусникина. — Но когда мы начали работу над спектаклем, я столкнулась с тем, что есть поколение, которое выросло, не читая, не интересуясь. Мне даже кто-то и вовсе сказал: «А зачем нам это? Мы не хотим». И я задалась вопросом: а зачем я их тащу в прошлое, зачем рассказываю все эти ужасы про писателей, которые прошли через муку в разное время? Может, сейчас поколение, которое не нужно всем этим мучить? Но потом я для себя нашла ответы на эти вопросы и поняла, что они должны помнить. Платонов затрагивает темы о нашей земле, характере. Мне кажется, это важно, чтобы мы посмотрели на себя со стороны, чтобы мы могли сделать так, чтобы история не повторялась.

Актёры из школы Олега Табакова Александр Самсонов и Анастасия Тимушкова, сыгравшие в «Епифанских шлюзах», признались, что работать с текстом Андрея Платонова было очень сложно. По совету режиссёра они старались отталкиваться от своих переживаний, личного опыта.

— Мы могли привносить много своих наработок, каких-то этюдов. Например, в постановку мы предложили добавить музыку Игоря Растеряева, который стал популярен после того, как выложил ролики со своими песнями в Интернете, — рассказал Александр.

— Для меня Платонов — мощнейшая прививка хорошей литературы, которая как антивирус действует на мозг, — добавляет Иван Шибанов. — Только он мог составить буквы, слоги, части речи в таком порядке. Произносить этот текст невероятно сложно. Но когда ты это делаешь, это звучит как мантра, потому что такой язык уже забыт.

Иван Шибанов и Анастасия Тимушкова

«Политика пряника в нашей стране не работает»

Герои спектакля, путешествуя по трем разным эпохам, точно и порой с юмором подмечают особенности характера русского человека, увиденного глазами англичанина Перри. У зрителя создаётся ощущение, что история повторяется, а многое в укладе жизни не поменялось с петровских времен. Особенно был показателен момент, когда воевода с гремящим пакетом зашёл в гости к Перри, чтобы попросить замолвить слово перед царем.

— «Епифанские шлюзы» — моя вторая работа с Платоновым, до этого я участвовал в спектакле «Рассказ о счастливой Москве», — говорит Иван Шибанов. — Мне кажется, я у своих героев научился больше понимать и любить родину, как это ни пафосно звучит. Кажется, русский человек может быть счастлив только в несчастье, есть у нас такая особенность характера. Политика кнута и пряника на территории под названием Россия не очень работает. Любой европейский город процветает под знаменем пряника, когда жители счастливы оттого, что о них заботятся руководители их страны. У нас же чем больше кнута, чем несчастливее жители, тем больше это называется воспитанием любовью. Взять даже фольклор: в западном — пряничный домик; у нас — избушка на курьих ножках. Я два года жил в Швейцарии, когда работал в международном проекте. У них все чистенько, по расписанию. Если написано, что автобус будет через 43 секунды, ровно через 43 секунды откроются его двери. По большому счету люди там испытывают лишь две эмоции: когда им хорошо, они улыбаются, когда им плохо — грустят. Для русского человека слово «грустить» — это ничто. Нам нужно страдать, как Мандельштам, прыгать в окно, ломать ногу, потом страшно заканчивать свою жизнь в ссылке. Только так можно охарактеризовать русского человека.

Необъяснимая и загадочная логика русского человека подминает под себя иностранца Перри. Жёсткости финалу добавляет пронзительный школьный звонок. Урок окончен. Платонова разложили по полочкам, объяснили, что такое шлюзы, вспомнили указы Петра I, провели параллели с тамбовским периодом писателя, жившего в ужасных бытовых условиях. И всё же остаётся непонятная тоска от невозможности найти ответ на вопрос: что это за неуловимое явление — загадочная русская душа.

«Епифанские шлюзы» воронежские зрители встретили с восторгом. Артистов аплодисментами трижды вызывали на поклон. Постановку Марины Брусникиной 6 июня вечером в ТЮЗе покажут второй раз. Билеты на постановку были раскуплены задолго до начала спектакля.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.