Будущее — за местными СМИ

В Воронеже решали судьбу региональных средств массовой информации

14.04.2016 17:46
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Местом, где решалось будущее региональных СМИ России, суждено было стать Воронежу. Наш город выбрали для проведения общественных слушаний 7 апреля на тему «Региональные СМИ. Законодательное обеспечение деятельности и проблемы развития». Этот форум инициировала Общественная палата РФ, чтобы выслушать предложения о том, как государство должно поддерживать СМИ в регионах.

Помимо экспертов Общественной палаты в слушаниях приняли участие представители медиасообщества из Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Рязанской, Тульской областей.

Почему выбрали Воронеж?

Член научно-консультативного совета Общественной палаты РФ Кирилл Дыбский на этот вопрос ответил, что в плане медиасреды наш регион в Москве считают во многом образцовым и модельным для Российской Федерации.

Почему назрела необходимость пересмотра системы господдержки СМИ?

Подробнее о том, почему власти в последнее время всерьёз взялись за проблемы региональных СМИ, «МОЁ!» уже писала в прошлом номере. Помимо ряда очевидных причин (сокращение тиражей, несовершенная система распределения бюджетных средств и т. д.) модератор общественных слушаний, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Светлана Яремчук назвала ещё одну. По её словам, если региональные СМИ не будет поддерживать государство, то найдутся представители деструктивной оппозиции, которые будут это делать.

Какие предложения прозвучали?

Руководитель отдела развития печати департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области Илья Сахаров высказал ряд предложений, которые были разработаны совместно с представителями 5 крупных издательских холдингов Воронежа (в том числе нашего Издательского дома «Свободная пресса»). Речь шла о снижениях тарифов по ставкам страховых взносов для СМИ до уровня IT-компаний, клубов, архивов, музеев и объектов здравоохранения; снижении для СМИ НДС и ставок налога в региональный бюджет; введении для региональных СМИ системы грантов на конкурсной основе и т. д. Из уст сразу нескольких выступающих прозвучало предложение приравнять распространение СМИ к социально значимым услугам.

Слушания прошли. Что дальше?

Все высказанные в ходе воронежских общественных слушаний предложения в Общественной палате РФ пообещали в ближайшее время оформить в виде законодательных инициатив для профильных комитетов Госдумы и рекомендаций для Минкомсвязи, Роспечати и Роскомнадзора.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГАЗЕТЫ «МОЁ!»

Генеральный директор Издательского дома «Свободная пресса» Юрий Таранцов на общественных слушаниях выступил с тремя основными предложениями. Эти фактически уже сформулированные законодательные инициативы ранее он уже передал лично депутатам Госдумы Ольге Тимофеевой и Леониду Левину на форуме Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость», который с 4 по 7 апреля прошёл в Санкт-Петербурге. На общественных слушаниях в Воронеже эти же предложения Юрий Таранцов передал представителям Общественной палаты РФ.

1. Дополнить закон «О средствах массовой информации» понятием «местные СМИ».

Зачем это нужно

В законе «О СМИ», который был принят в 1991 году, до сих пор нет чёткого определения, что же такое региональное СМИ и чем оно отличается от федерального. Правда, такие определения есть в некоторых других законах (например, в законе «О выборах»), где федеральное СМИ трактуется как СМИ, зарегистрированное для распространения на территории более половины субъектов, а региональное — менее половины субъектов Российской Федерации. Но эти определения всё равно довольно размыты. Отсутствие чёткой формулировки приводит к сложностям при определении государственной поддержки для СМИ в регионах. Мы предлагаем ввести в закон «О СМИ» понятие местных средств массовой информации как СМИ, зарегистрированных для распространения в пределах территории одного субъекта РФ.

2. Ввести в закон «О рекламе» возможность маркировать печатные тексты пометкой «На правах информационного сотрудничества».

Зачем это нужно

По закону «О рекламе», даже если в печатном издании публикуется материал в рамках договора о сотрудничестве с органами власти, текст обязательно должен содержать пометку «Реклама». Роскомнадзор и ФАС за этим строго следят и за отсутствие этой пометки штрафуют СМИ. Порой дело доходит до абсурда. К примеру, когда газета вынуждена под пометкой «Реклама» писать о таких социально значимых вещах, как рассмотрение Облдумой нового законопроекта или открытие в районе области нового предприятия, Дворца спорта, поликлиники. Это вызывает недоумение у читателей. Расширение вариантов маркировки (например, «На правах информационного сотрудничества с правительством Воронежской области»), с одной стороны, позволит оптимизировать работу СМИ с органами власти, с другой — не вводить читателей в заблуждение и доносить до них сведения о том, что материал опубликован по инициативе органов власти и не является редакционным.

3. Увеличить сроки аренды для газетных киосков с 5 до 7 лет (с возможностью автоматической пролонгации при отсутствии нарушений), а также ввести принцип «меняется место размещения — сохраняется бизнес».

Зачем это нужно

Не будет газетных киосков — нация перестанет быть читающей. В Европе это давным-давно усвоили. Там бьют тревогу, если один киоск с прессой приходится больше чем на 1 тыс. жителей. У нас же этот показатель — 3,7 тыс. человек. И это при том, что по обеспеченности газетными киосками Воронежская область входит в топ-10 регионов России. Нестационарные торговые объекты (НТО), торгующие прессой, или газетные киоски, никогда не являлись суперприбыльным бизнесом. Сам киоск стоит 350 — 400 тыс. руб. За место, выставляемое на торгах, придётся выложить ещё от нескольких сот тысяч до миллионов рублей. Плюс арендная плата, плюс коммунальные платежи… Те 7 лет, о которых идёт речь в предложении «МОЁ!», — это срок, за который можно хотя бы окупить эти траты.

Вторая проблема — часто при переносе киоска (например, из-за благоустройства остановки) предпринимателю предлагают другое место, порой там, где почти нулевой трафик пешеходов. Между тем газеты и журналы — товары импульсного спроса. Простой пример: в районе ост. «Политехнический институт» газетный киоск перенесли на 50 метров в сторону от остановки. В результате продажи только одной газеты «МОЁ!» упали с 250 до 80 экземпляров… Принцип «меняется место размещения — сохраняется бизнес» подразумевает, что при изменении месторасположения НТО власти должны предоставлять равноценное место, учитывая проходимость людей, исторически сложившиеся места приобретения печатной продукции и т. д.

После общественных слушаний представители Общественной палаты РФ Светлана Яремчук и Кирилл Дыбский побывали в студии «МОЁ! ТВ». Беседа о проблемах региональных СМИ получилась интересной.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.