Ответы на 6 главных вопросов об отоплении в Воронеже и его цене

Корреспонденты «Ё!» решили разобраться в ситуации с отоплением с помощью коммунальщиков и независимых экспертов

24.02.2016 20:01
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Корреспонденты "МОЁ!" уже касались самой насущной для многих воронежцев темы — повышения платы за отопление. Сумма в квитанциях за январь превышала декабрьскую в среднем на 30 — 50%, а у кого-то и больше. В связи с этими фактами областная прокуратура начала проверку соблюдения жилищного законодательства.

Старший помощник прокурора Воронежской области Михаил УСОВ сообщил корреспондентам «Ё!», что в ведомство поступило несколько жалоб от воронежцев. Прокуратура проведёт проверку совместно с областным управлением по госрегулированию тарифов, которое, напомним, назначает тарифы и теплоснабжающим организациям города.

Тем временем корреспонденты «Ё!» решили разобраться в ситуации с отоплением с помощью коммунальщиков и независимых экспертов. Мы попросили представителей двух крупнейших ресурсоснабжающих организаций Воронежа, филиал ПАО «Квадра» — «Воронежская генерация» (обслуживает более 2 000 домов) и МКП «Воронежтеплосеть» (1 800 домов), ответить на самые распространённые вопросы читателей.

1. Как зависит плата за отопление от погоды?

У теплоснабжающих организаций есть температурные графики, которые ежегодно согласовываются с администрацией города. В них расписано, как должна меняться температура воды в сетях в зависимости от температуры воздуха, чтобы в квартирах воронежцев было комфортно, то есть в среднем 20 — 22 С. Например, у «Квадры» при 0 С на улице вода в батареях должна быть нагрета до 70 градусов, при -5 — до 75, при -10 — до 80 и так далее с интервалом в 5 градусов и погрешностью до 3 градусов.

По данным воронежского гидрометцентра, среднемесячная температура в декабре прошлого года составила 0 С, а в январе — -8 С, причём 12 дней были очень морозными, от -10 до -18. А значит, вода в трубах нагревалась до 80 — 90 градусов. Причём, когда за окном теплеет, воду остужают спустя 1 — 2 дня — это, по словам Николая НАЗАРОВА необходимо для того, чтобы дома прогрелись, а кроме того, система отопления довольно инертна. По его данным, в прошлом месяце на отопление домов в целом было израсходовано на 26,1% больше тепловой энергии, чем в декабре. Похожую статистику озвучила пресс-секретарь МКП «Воронежтеплосеть» Наталья ПИРОГОВА — около 30% разницы.
Отсюда, по их словам, и выросшие суммы в платёжках.

2. Почему в одинаковых по площади квартирах, но в разных домах плата за отопление подорожала по-разному?

Как объясняют поставщики, начисление платы за отопление зависит минимум от трёх факторов. Большая часть воронежцев платит за отопления по показаниям общедомовых счётчиков тепла (ОДПУ) — эти показания снимают представители управляющих компаний и направляют ресурсоснабжающим организациям. Напомним, сумма платы за отопление рассчитывается так: количество потреблённого квартирой тепла в гигакалориях умножается на тариф.

А) Расход тепла напрямую зависит от состояния дома. Счётчик «накручивает» Гкал по такой формуле:

Q = R х( t1 — t2),

где Q — показания прибора, R — расход воды, t1 — температура поданной сетевой воды, t2 — температура «обратки», то есть воды, которая уходит обратно поставщику. Значит, если в доме утеплены фасады, стоят пластиковые окна, нет щелей и разбитых стёкол в подъездах, то разница двух температур будет сравнительно небольшая. Если же энергосбережения в доме нет, то тепла уходит много, разница между двумя температурами большая, и показания счётчика выше. Когда в доме плохие трубы и возникает течь в подвале, увеличивается расход воды, а значит, опять же растут показания ОДПУ. По словам Николая Назарова, плата за отопление для квартир одинаковой площади в старом доме и новостройке может различаться в полтора раза. Однако мы знаем и о противоположной ситуации, когда плата за отопление в старенькой панельке поднялась только на 200 рублей, а в соседнем новом доме — на тысячу. Почему это происходит, читайте далее.

Б) Играют роль правильно отрегулированные узлы ввода, которые контролирует УК — в противном случае, говоря простым языком, в дом приходит слишком много тепла, которое ему не нужно, и увеличивается расход Гкал.

В) Разница в размере платы за тепло может объясняться ещё и тем, что хозяева одного дома платят по показаниям счётчика, а другие — по нормативу. В Воронеже «нормативных» многоэтажек немного, но они есть. Норматив «ресурсники» используют в тех случаях, когда ОДПУ почему-то не работает или в домах, где нет возможности его поставить (это, например, двухэтажки на Ленинградской). Бывает, что владельцы обеих квартир платят по нормативам, но по разным — они различаются, например, если дома разного «возраста».

3. Влияют ли управляющие компании на начисление платы за отопление?

Как выяснилось, есть в этой схеме и человеческий фактор. Как рассказала нам Наталья Пирогова, управляющие компании снимают показания ОДПУ в 20-х числах месяца. Перед Новым годом это старались сделать раньше — понятно, кому хочется возиться со счётчиками перед праздниками? А в январе некоторые управляющие компании вполне могли «протянуть» со снятием показаний. Значит, расчётный период составил больше месяца (допустим, с 23 декабря по 28 января) — это тоже повлияло на стоимость услуги.

4. Как проверить, правильно ли мне начислили плату за отопление, и куда жаловаться?

Сначала нужно обратиться к самому поставщику тепла, так как сейчас жители рассчитываются с ними напрямую, минуя управляющие компании. Если вас не устроили объяснения тепловиков можно обращаться с жалобой в Жилищную инспекцию Воронежской области (ул. Плехановская, 53) или в прокуратуру района. По обращению жильцов оба ведомства проводят проверки. А ещё напомним, что по закону, жители дома имеют право наблюдать за снятием показаний ОДПУ.

5. В прошлые годы зимой тоже было холодно, почему тогда плата за отопление так не росла?

С ответом на этот вопрос у поставщиков возникли самые большие трудности. Почему в январе 2015 года мы платили намного меньше, более-менее понятно. Во-первых, по сведениям гидрометцентра год назад было теплее — среднемесячная температура зафиксирована на уровне -4,7 градуса. Во-вторых, с 1 июля прошлого года выросли тарифы на отопление (от 4 до 9% в зависимости от поставщика).

Но самые дотошные наши читатели извлекли из дальних ящиков квитации за январь 2014 года. Тот месяц, как можно увидеть, например, в архивах сайта «Гисметео», был таким же холодным, как нынешний январь. Однако расход тепла, судя по квитанциям, попавшим к нам, был меньше. Например, жительница многоэтажки № 96 на улице Хользунова, Анна Георгиевна (их поставщик ПАО «Квадра»), показала нам платёжки, в которых количество потреблённых Гкал и в морозном январе 2014 составляло 1,42 Гкал, а в прошлом месяце выросло до 1,99 Гкал. Николай Назаров, объясняя эту ситуацию, пояснил, что расход тепла зависит ещё и от нюансов погоды (например, когда ветер задувает в окна, теплоотдача увеличивается), от упомянутой уже регулировки отопления в доме. Кроме того, инертная тепловая система тратит меньше энергии, если температура понижается одномоментно и на долгий период (как в 2014 году), чем когда она «скачет» (как в 2016). Но в целом наш собеседник согласился, что в данной ситуации нужно разбираться.

6. Плата за февраль будет такая же «заоблачная», как январская?

Представители обоих поставщиков тепла уверяют, что за отопление в феврале воронежцы заплатят ощутимо меньше, чем за январь, так как третий зимний месяц в отличие от второго аномально тёплый.

Кстати:

Зачем в квитанциях за тепло появился QR-код?

В этом месяце квитанции за тепло от поставщика «Квадра» пришли не со штрих-кодом, а с QR-кодом. Разновидность кода поменялась по инициативе «Сбербанка», так как QR-код позволяет проще и быстрее отплатить коммуналку со смартфона. Однако несколько воронежцев пожаловалось нам, что не могут отплатить новые платёжки через терминал. Представители «Сбербанка» обещали в ближайшее время доработать техническое обеспечение, а также обязали всех операционистов принимать платёжки за отопление. Однако если в течение недели все проблемы не будут устранены, то в феврале «Квадра» вернётся к штрих-коду.

Есть мнения:

«Проверяя поставщиков, я разобрался бы с тарифом!»

Политик, коммунальщик со стажем, Фёдор КОВАЛЁВ:

В коммунальной сфере Воронежа, в том числе и в отопительной, есть чёрные дыры, в результате чего жильцы могут платить больше, чем реально потребили. Во-первых, далеко не все ОДПУ работают корректно — эти приборы надо постоянно проверять, а зачем это управляющим компаниям, когда расчёты идут мимо них? Во-вторых, многие котельные в городе устарели и не выдерживают необходимые параметры теплоносителя (температуру воды) при морозах ниже -10 градусов, поэтому по факту в домах наблюдается недотоп. Наконец, если бы я проверял поставщиков тепла, я был начал с тарифа. Его формирует областное управление по тарифам так: сумма затрат поставщика плюс процент на рентабельность. А что только не закладывают поставщики в затраты! В начале 2000-х я проверял формирование тарифа «Воронежтеплосети». И оказалось, что в затраты они внесли и содержание бесплатной столовой для сотрудников, и поездки на турбазу, и лечение у стоматолога, и покупку нескольких мобильных телефонов. И фактически за всё это платили мы с вами.

«Поставщики могут «перетапливать», чтобы выбрать лимит газа»

Руководитель пресс-центра ЖКХ Алеся ЛАРИНА:

– Бывает, люди жалуются, что в домах у них слишком жарко и они вынуждены переплачивать за тепло. Дело в том, что поставщики тепла заключают договор с газовиками, и в нём прописан объём газа, который они должны потребить за год. В противном случае в следующем году им снизят лимит газа, и в случае холодов будет недотоп, а значит, жалобы жильцов, а то и суды. Поэтому бывает, что независимо от того, тепло на улице или холодно, батареи раскалены. Просто необходимый объём газа котельными ещё не выбран. К сожалению, всё это отражается на суммах, которые платят горожане.

Кстати:

Повышение платы за тепло проверяют и в Петербурге

Воронеж не единственный город, где подскочившая плата за тепло заинтересовала правоохранительные органы. Прокуратура Колпинского района Санкт-Петербурга проверяет деятельность ООО «Жилкомсервис № 1 Колпинского района» в связи с жалобами граждан на повышение платы за отопление. У большинства из них сумма по сравнению с декабрём выросла в два, а у кого-то в три раза.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.