7 спорных ситуаций в магазинах: как грамотно из них выйти

Покупатель должен знать свои права, чтобы суметь защитить себя при возникновении конфликта с сотрудниками магазина

11.12.2015 20:16
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

10327
  

В супермаркетах иногда случаются внештатные ситуации, которые приводят к конфликтам между покупателями и сотрудниками магазина. Так, например, широкий резонанс получил недавний случай, когда 27-летнего воронежца Романа Парфёнова в магазине избил охранник, заподозрив его в воровстве. На видео, попавшем в Интернет, видно, как несколько работников магазина избивают молодого человека ногами и руками. Как выяснилось позже, покупатель оказался невиновным.

Мы попросили главу юридической компании «ЮристЪ» Татьяну Чикову прокомментировать несколько типичных ситуаций, в которых каждый воронежец может оказаться, придя в супермаркет. 

Ситуация № 1

Вас заподозрили в краже или порче товара и пытаются задержать и проверить карманы или сумку

Сотрудник службы охраны не имеет полномочий досматривать вещи покупателя. Личный досмотр — прерогатива исключительно сотрудников правоохранительных органов. И ни один нормативный акт не обязывает вас дожидаться полицейских в магазине. Сразу после задержания охрана должна вызвать полицию, и не более того.

Если же охрана превышает полномочия, то можете смело написать заявление в полицию. Если вы уверены в несправедливости обвинения, то вправе идти по своим делам, оставив охранника наедине со своими предположениями.

Применять силу при задержании подозреваемого в краже охранник может лишь в том случае, если он видел лично или посредством камеры наблюдения, что покупатель украл что-либо из магазина или еще каким-то образом нарушил закон.

Ситуация № 2

Вы идёте по торговому залу и случайно задеваете товар, который падает и разбивается

На основании ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Если товар разбит случайно, то платить человек ничего не должен. Его вину в этом должен доказывать магазин и взыскивать тогда стоимость товара в судебном порядке. Владельцы супермаркетов должны оборудовать стеллажи так, чтобы таких ситуаций не происходило. Если товар попортил ребёнок, родитель отвечает за него также при доказательстве вины.

Ситуация № 3

Вас обвиняют в том, что вы съели товар

Если съел — оплатить вы должны будете, только если этот факт зафиксирован и доказан.

Ситуация № 4

Вы разбили товар и поранились

Вы имеете право потребовать компенсации с магазина. Если вы поранились, значит, товар был, например, плохо закреплен, или на стеллажах стояло большое количество товара друг на друге, или узкие проходы в магазине между стеллажами, что и повлекло данную ситуацию.

Ситуация № 5

Вы складываете покупки в карман

Можно складывать товары куда угодно, но на кассе надо не забыть их достать и расплатиться. Иначе — кража.

Ситуация № 6

Вы фотографируетесь, а у вас требуют убрать фотокамеру или удалить снимки

Запрета на то, чтобы фотографироваться в магазине, нет.

Ситуация № 7

Вы хотите пройти в зал с сумкой, не сдавая её в камеру хранения

Покупатель имеет право не сдавать личные вещи в камеру хранения при входе в магазин. Какого бы объема ни была сумка. Тем более администрация магазина сразу же предупреждает покупателей о том, что ответственности за сохранность их имущества не несет. Зато, если вы потеряете ключ от ячейки с вещами, магазин возьмет с вас за него сполна.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.